
Фото: PXhere.com
Цены на бензин и дизель резко выросли из-за созданной правительством демпферной системы, заявил Инфо24 главред журнала «Экономист», профессор МГУ Сергей Губанов. Так он прокомментировал решение правительства РФ временно
Эксперт убеждён, что выход из этой ситуации есть только один — сначала думать о российском потребителе, а уже потом об иностранцах.
«Это не проблема 2023 года, а постоянная, хроническая. Посмотрите на 2022 год, на 2021 год, на 2020-й, на допандемийный период. Решение проблемы очень простое — приоритет внутреннего рынка над внешним. Всё лучшее — своему потребителю. Вот тогда будет ценовая устойчивость», — уверен экономист.
По мнению Губанова, нынешние действия правительства напоминают ситуацию, когда «до правого уха достают левой рукой». Например, в самой России не хватает бензина, нефти, но при этом идут поставки нефтепродуктов за рубеж, несмотря на то, что «не удаётся удержать элементарную ценовую ситуацию по бензину». То же самое касается зерна, удобрений и так далее.
Проблемы с высокими ценами на топливо возникли в том числе из-за того, что оптовая цена стала выше розничной, сказал Губанов. По его словам, виновато в этом правительство, которое создало особый формат ценообразования, при котором цена внутренних поставок должна быть такой же рентабельной, как и цена экспортных поставок.

Фото: pixabay.com
Чтобы закрыть пробелы в такой системе, кабмин применяет демпферный механизм (когда из бюджета платят нефтяникам, если экспортная цена на топливо выше фиксированной для внутреннего рынка, в обратной ситуации государству доплачивают нефтяные компании).
«Это уму непостижимая система. Спросите правительство: как формируется цена на литр бензина на внутреннем рынке? Почему литр бензина в Москве должен стоить так же, как литр бензина в Берлине, в Париже, в Варшаве, в Вене? Ведь цены на топливо входят по межотраслевой цепочке в цены всех других товаров. Это значит, что по цепочке тянется инфляция на все другие товары», — сказал Губанов.
По его мнению, ситуацию с ценами на топливо в России сейчас можно охарактеризовать так: «Левой рукой правительство создало проблему, правой рукой оно делает вид, что решает проблему». Экономист уверен, что в ближайшее время РФ не откажется от этой системы, потому что в таком случае возрастёт инфляция, и это ударит по оборонно-промышленному комплексу.
«И такой бардак будет до тех пор, пока остается нынешняя система нетбэк-ценообразования [стоимость товара для экспортёров на внешнем рынке за вычетом транспортной составляющей и пошлин], демпфера и так далее. У этой системы слишком много бенефициаров, они руками и ногами и зубами вгрызлись в нее. Но это то, что убивает Россию. Это не автолюбителей убивает, это не налогоплательщиков убивает, это страну убивает», — эмоционально высказался Губанов.
Ранее Росстат опубликовал данные, из которых следует, что розничные цены на бензин и дизельное топливо в этом году выросли на 9,4%, следует из данных Росстата. В конце лета аграрные компании России столкнулись с резким ростом цен на дизельное топливо и перебоями в его поставках.