
Комитет гражданских инициатив (КГИ) подготовил доклад о социально-экономической и политической напряженности в регионах России. Авторы прогнозируют объединение «разрозненных протестных групп» в случае повышения пенсионного возраста.
Эксперты не исключают, что будущие возможные протесты после пенсионной реформы подхватят в обычно «спокойных» регионах.
Политолог Алексей Титков отметил, что акции пройдут даже там, где «протестовать сложнее и власти этому препятствуют». И «здесь разница «развитый-неразвитый», «богатый-бедный» будет проявляться в меньшей степени».
Самые протестующие
Высокий уровень протестной активности в первой половине этого года зафиксирован в Кемеровской и Московской областях. В Кемерово это связано прежде всего с трагедией в ТЦ «Зимняя вишня», а в МО - с «мусорными войнами». Также в Подмосковье продолжаются конфликты по поводу проблем с местным самоуправлением, городским и жилищным хозяйством.
В Кузбассе типичны акции, связанные с социальной тематикой и пагубными последствиями добычи угля.
Сообщается, что жители бедных регионов менее активны, чем жители регионов со средним доходом.
В тихом омуте
В докладе КГИ отмечается, что во второй половине 2017 года наблюдался спад протестной активности. Особенно заметно это было в Сибири, на Дальнем Востоке и Северо-Западе страны. Тем не менее активность «тихих регионов» в целом растет (с 30% от их общего числа в 2014 года до 45% в 2017 году).
«В регионах складывается парадоксальная ситуация. Социальные протесты проходят не там, где жить совсем плохо, а там, где граждане могут сорганизоваться, где есть возможность выйти на улицы»,— пояснил Титков.
В КГИ считают, что низкое качество политических институтов и невозможность влиять на власть могут вести к постепенному вытеснению недовольства граждан в стихийные протесты.