sunny
11°С Москва
USD 93.59
EUR 99.79
BTC 62,840.00
20:59 5 августа 2021
Наука и техника

Greenpeace предлагает отказаться от биоразлагаемой упаковки. Почему?

Greenpeace предлагает отказаться от биоразлагаемой упаковки. Почему?

Российское отделение экологической организации Greenpeace направило открытое письмо в профильные ведомства РФ с просьбой отказаться от биоразлагаемых и бумажных товаров и упаковки. Как же получилось, что самая известная экологическая организация выступает против главной альтернативы загрязняющего окружающую среду пластика?

В последний год вопросы климатической и экологической повестки всплывают в обсуждениях правительства всё чаще. Так, в мае вице-премьер по вопросам сельского хозяйства и экологии Виктория Абрамченко сообщила, что в России в ближайшие несколько лет могут ввести запрет на ватные палочки и одноразовую посуду.

"Готовим поправки в законодательство, запрещающие использование неперерабатываемых и трудноизвлекаемых материалов. Таких, как цветной пластик, пластиковые трубочки, ватные палочки и одноразовая пластиковая посуда. Все цивилизованные страны идут по этому пути" — заявила тогда Абрамченко.

Накопление пластика в окружающей среде опасно как для природы и диких животных, так и для людей. Пластиковые изделия разлагаются от 400 до 700 лет, а полиэтиленовые пакеты, которыми люди пользуются каждый день – от 100 до 200 лет. При этом пластиковые отходы имеют неприятное свойство крошиться и попадать в пищу морских обитателей, а через них и в пищеварительную систему человека.

В Greenpeace, однако считают, что запрет пластика в России не решает проблему мусорного кризиса. Как объяснили в организации, переход от пластика к биоразлагаемым и бумажным товарам и упаковкам — это лишь замена одного одноразового материала на другой. Их производство требует значительных затрат ресурсов (воды, энергии, деревьев, топлива) — а количество мусора не уменьшается.

Как пояснила эксперт проекта "Ноль отходов" Greenpeace Антонина Евтешина в беседе с "Инфо24", биоразлагаемая упаковка будет быстро разлагаться только в том случае, если попадёт в правильное среду.

"На биопластиках, которые производят за рубежом, если несколько разных типов маркировки... Например: "домашнее компостирование" (это наша обычная компостная куча на даче или в деревне), или "только в морской среде", или "только в промышленном компостере"… Там он (биопластик) будет быстро и качественно разлагаться. Но если биопластик попадёт просто в окружающую среду — упадёт где-то в лесу или на улице – он, конечно, разложится быстрее, чем за 400 лет, как обычный пластик, но всё равно это будут гораздо более длинные сроки, чем обещает производитель", — рассказала Евтешина.

В нашей стране не существует единой системы маркировок для биопластика, что превращает использование упаковки из этого материала в настоящую лотерею.

Дополнительные проблемы создаёт то, что в России на текущий момент нет не только единой системы маркировки, но и системы стандартизации и сертификации для различных типов биоразлагаемых материалов.

"Сейчас пластики, которые делаются из нефтепродуктов, они все стандартизированы. Мы точно знаем, какие есть типы пластиков: они все имеют определённые маркировки, и мы точно знаем, как эти материалы перерабатывать", — рассказала эксперт. — "С биополимерами ситуация сложнее – существует очень много разных видов, для каждого из них нужны свои условия для переработки. В России сейчас единой системы маркировки нету — все производители пишут, кто во что горазд. Потребителя и переработчика это вводит в заблуждения, неясно, как перерабатывать".

Greenpeace видит альтернативы одноразовым товарам и упаковкам в многоразовой продукции. Экологи приводят в пример европейские страны: продукты зачастую выпускают в многоразовой таре, которую затем можно сдать в пункт приёма или обратно в ресторан. Там её моют и используют повторно.

Отказаться от одноразовой упаковки в один миг мы не сможем, признаёт Евтешина. Однако в переходный период предприятия, изготавливающие одноразовую упаковку могли бы постепенно перестроиться на производство многоразовой упаковки, считает эксперт.

«Те, кто изготавливают упаковку, они не сами придумывают, какую именно упаковку они будут выпускать. Заказ поступает от производителей: какой вид упаковки им нужен, какими свойствами она должна обладать. Соответственно, если производители будут хотеть использовать другую упаковку, то предприятиям, которые её выпускают, нужно будет перестраиваться и менять свою нишу".