sunny
-2°С Москва
USD 78.44
EUR 92.47
BTC 87,694.13
14:59 10 декабря 2025
Культура

Итальянская кухня первой в мире стала объектом культурного наследия ЮНЕСКО

Мелони: итальянскую кухню внесли в список культурного наследия ЮНЕСКО

Итальянская кухня первой в мире стала объектом культурного наследия ЮНЕСКО Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

У Италии есть очень вкусный повод для празднования: ее национальная кухня стала первым полноценным гастрономическим стилем, признанным ЮНЕСКО, культурным органом ООН, — статус, который должен помочь защитить ее от подражателей.

Решение о признании итальянской кухни нематериальным культурным наследием было подтверждено в среду премьер-министром Италии Джорджией Мелони, в преддверии ожидаемого объявления от ЮНЕСКО.

«Мы первые в мире, кто получил это признание, которое подтверждает нашу идентичность и то, кто мы есть, потому что для нас, итальянцев, кухня — это не просто еда или набор рецептов. Это гораздо больше: это культура, традиции, труд и богатство», — говорится в ее заявлении.

Этот статус знаменует собой успешное завершение трехлетней кампании Министерства сельского хозяйства Италии по признанию традиционного способа выращивания, сбора урожая, приготовления и подачи пищи в стране.

«В Италии процесс приготовления пищи выходит за рамки простой потребности в питании и превращается в сложную и многогранную повседневную практику», — написал Пьер Луиджи Петрилло, один из редакторов итальянского предложения, в первоначальной заявке.

Это происходит на фоне продолжающейся борьбы страны с «поддельными» итальянскими продуктами питания, включая недавнюю жалобу, поданную в Европейский парламент после того, как на полках магазинов появились банки с расфасованным соусом карбонара . Италия также борется с производством поддельного оливкового масла и использованием итальянских названий на продуктах, которые не были произведены в Италии.

Признание со стороны ЮНЕСКО должно помочь защитить кухню от подобных кулинарных злоупотреблений, заявила министр сельского хозяйства страны Франческо Лоллобриджида.

«Это признание является источником гордости, а также осознания того, что наша продукция, наши территории и наши цепочки поставок получат дальнейшее признание. Это также станет дополнительным инструментом противодействия тем, кто стремится эксплуатировать ценность, которую весь мир признает в продукции Made in Italy, и откроет новые возможности для создания рабочих мест и богатства в регионах, а также для продолжения традиции, признанной ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия», — говорится в заявлении главы Минсельхоза Италии.

Статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО обычно придает дополнительный престиж объектам, включенным в список, — от исторических достопримечательностей до других так называемых нематериальных активов, таких как бассейны для купания в Исландии или пчеловодство в Словении. Это также накладывает на страны дополнительную ответственность за сохранение их культурных богатств.

Это часто приводит к росту туризма, хотя Италия, будучи одним из самых посещаемых направлений в Европе, уже сейчас переполнена туристами в пиковые периоды.

Мелони заявила, что, тем не менее, это решение принесет стране финансовую выгоду.

«Мы уже экспортируем сельскохозяйственную продукцию на сумму 70 миллиардов евро и являемся ведущей экономикой Европы по добавленной стоимости в сельском хозяйстве. Это признание даст итальянской экономике решающий импульс для достижения новых высот», — сказала она.

В список нематериального культурного наследия Италии ранее вошли ручной колокольный звон (2024), оперное пение (2023), охота и добыча трюфелей (2019) и неаполитанские пиццайоло (2017). В 2013 году Италия также была включена в список стран, где распространена средиземноморская диета.

В своей заявке Италия утверждала, что «живые гастрономические ландшафты» страны отражают биокультурное разнообразие нации, а кухня придерживается принципов устойчивого развития, сезонности и безотходного производства, что и придает ей уникальность. В предложении также отмечалось, что передача традиций внутри семей из поколения в поколение создает сентиментальную связь с едой.