USD

96.08

·

EUR

102.36

·

BTC

26,605.30

15 февр. 2023 / 19:15 Культура

Лавров: России нужно пять-шесть «Чебурашек» в год

Аналитик кинопроката Сергей Лавров подсчитал, сколько «Чебурашек» нужно для выживания российской киноиндустрии

h-mat-img

Кадр из фильма "Чебурашка" / «Централ Партнершип»

Российская киноиндустрия никогда не сможет подняться до уровня советской, а рекордно успешный «Чебурашка» — это феномен, который случается раз в 50 лет, заявил Инфо24 аналитик мирового и российского кинопроката Сергей Лавров.

От «Чебурашки» никто не ожидал столько ни денег, ни зрителей. И следующий фильм, который соберет столько, я думаю, если только «Чебурашка-2», когда они его года через три-четыре-пять снимут — и то не факт, что он столько соберёт, — прогнозирует эксперт.

По словам Лаврова, после ухода голливудского кино из России отечественные фильмы не стали резко больше собирать в прокате, поскольку «зритель решил по-другому».

Аналитик напомнил, что раньше за год выходило около 130 российских кинорелизов в год, а в 2022 году их число достигло порядка 240.

Я посмотрел 115, и примерно 50 из них — очень приличного качества. Но вся беда в том, что нет ни рекламы, ни маркетинга на них. Люди о них просто вообще не знают. Это бич всей нашей индустрии, к сожалению. Очень много было приличных фильмов, но они ничего не собирали в прокате, — констатирует Лавров.

В 2022 году, по его словам, вышло два успешных релиза — «Сердце пармы» (итоговые сборы достигли 937 млн рублей) и «Чебурашка», который оказался рекордно успешным с коммерческой точки зрения российских фильмов за всю историю кинопроката. Поскольку премьера «Чебурашки» состоялась 24 декабря, то он считается прошлогодним релизом, пояснил Лавров.

Кадр из фильма Сердце пармы / Фото: «Централ Партнершип»

Кадр из фильма "Сердце пармы" / Фото: «Централ Партнершип»

По его оценке, российские кинотеатры за счёт этих двух прибыльных проектов едва смогли закрыть долги за 2020 год, а по 2021–2022 годам «еле-еле сводят концы с концами», и «это всё тянется».

Таких фильмов, как «Чебурашка», должно быть в году хотя бы ещё пять-шесть. Но, по моим сведениям, 1 млрд рублей может собрать только «Вызов», который усиленно рекламируется [и выходит] с 20 апреля. Я боюсь, что «Нюрнберг» провалится — максимум там 130–150 млн рублей [соберёт в прокате]. Даже если Коля Лебедев снял шедевр, военное кино у нас вообще не смотрят: со времён «Т-34» все военные фильмы в прокате провалились, — рассказал Лавров.

При этом аналитик убеждён, что за последние годы качество российского кино заметно выросло — и, к примеру, то же «Сердце пармы» не уступает голливудским образцам. Но, напомнил Лавров, на его создание ушло пять-шесть лет, а касса разочаровала создателей: на рекламу было потрачено 150 млн рублей, половину сборов забирают кинотеатры, поэтому фильм принёс убытки на 400 млн рублей.

3,12 млн зрителей посмотрели «Сердце пармы» — это великолепный результат. Но «Чебурашка» показал, что 22 миллиона зрителей тоже не предел. Мы не можем понять, почему создателям «Чебурашки» удалось затащить аудиторию 12–25 лет, в основном-то ходят семьи, конечно, по пять-шесть человек. Плюс хорошая рекламная кампания, маркетинг по всей России. Ну и видите, 6,5 млрд рублей у них уже в кармане, — поделился информацией Лавров.

Он считает, что российской киноиндустрии остаётся только один вариант — снимать зрелищные «зрительские фильмы» такого качества, чтобы людям было всё равно, в какой стране они сняты.

Однако даже при таком результате российское кино вряд ли может рассчитывать на мощный и стабильный коммерческий успех.

Окупается в прокате, к сожалению, менее 8%. Государство осталось главным инвестором. Независимые люди, не зависящие от госденег, практически перестали вкладываться в российское кино. Сейчас только «О чём говорят мужчины» создан полностью на деньги «Квартета И», поэтому они могут спокойно себя чувствовать и снимать пятую часть. Но без денег Минкульта и Фонда кино российской киноиндустрии просто не выжить, — объяснил Лавров.

По словам аналитика, без господдержки крупные проекты с бюджетом от 500 млн рублей не запускаются в производство, а получатели господдержки не обязаны обеспечивать окупаемость.

Господдержка же останется, её продлили — и за 2023-24-25 годы 36 млрд рублей обещали выделить на кинопроизводство. Но здесь, к сожалению, такая ситуация, что Ольга Борисовна [Любимова, министр культуры РФ] сама будет решать, на рекламу и маркетинг каких фильмов давать деньги, а на какие нет. Вот в чём бич нашей индустрии. Из этих 247 фильмов, которые вышли в прокат в прошлом году, 98% было вообще без рекламы, без маркетинга, — посетовал Лавров.

При окупаемости на уровне 8% собрать коммерческие инвестиции на кинопроизводство нереально, убеждён эксперт, а в имиджевых проектах, не приносящих прибыли, крупные бизнесмены больше не заинтересованы.

Фото: vk.com/minkultury_rf

Фото: vk.com/minkultury_rf

Главным продюсером, по словам Лаврова, осталось государство, и его поддержка порождает замкнутый круг, в котором отсутствует ориентир на окупаемость продукта.

Компании пойдут на очередной питчинг к Фонду кино, возьмут деньги, снимут фильм. Фильм провалился — пойдут на следующий год, возьмут деньги, и так далее, и тому подобное. Они не ставят цель окупить, а это главный закон кинобизнеса во всем мире: сиквелы и прочие «перезагрузки» снимаются, если фильм был успешен в прокате. У нас по-другому вся система действует. И частных инвестиций не будет, я думаю, ещё долго, — рассуждает аналитик.

До советского кинопроката с огромными кассовыми сборами и колоссальным количеством зрителей российская киноиндустрия не дорастёт никогда, считает Лавров. В пример он привёл «Чебурашку», который посмотрели 21 млн человек — и это является «высшим пилотажем» по нынешним меркам, тогда как в СССР «фильмы, которые смотрело менее 17 миллионов зрителей, считались провалом».

Хорошо то, что зрители с помощью «Чебурашки» вернулись в кинотеатры. На нём работали примерно 2270 кинотеатров (это практически 100%) и 5800 кинозалов, то есть практически все. Но будут ли дальше такие блокбастеры — это ещё пока вилами на воде писано, потому что этот год будет самый тяжёлый для кинотеатров: кроме «Вызова» больше ничего не намечается. Самое тяжёлое время — это лето, когда голливудских студийных фильмов не будет. Я не знаю, что они будут показывать летом. Там нет репертуара высокобюджетного и дорогостоящего, — описывает Лавров ближайшее будущее кинопроката.

Юлия Пересильд на МКС

Юлия Пересильд на МКС

Он считает, что в ближайшие год-два российским кинотеатрам придётся «держаться и выстаивать», но, поскольку «Голливуд не вернётся в любом случае», рано или поздно отечественное кинопроизводство вынуждено будет подняться до определённого уровня.

Основной репертуар будут составлять российские фильмы и мультфильмы. Но хотя бы пять-шесть [условных «Чебурашек»] в год надо, потому что чтобы индустрия нормально работала. Кинотеатрам нужен один «миллиардник» хотя бы в два месяца. Это чтобы только они в ноль выходили, — подытожил Лавров.



Yandex Zen

Добавьте Инфо24 в избранное в Яндекс.Новостях





МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ