Российская киноиндустрия никогда не сможет подняться до уровня советской, а рекордно успешный «Чебурашка» — это феномен, который случается раз в 50 лет, заявил Инфо24 аналитик мирового и российского кинопроката Сергей Лавров.
От «Чебурашки» никто не ожидал столько ни денег, ни зрителей. И следующий фильм, который соберет столько, я думаю, если только «Чебурашка-2», когда они его года через три-четыре-пять снимут — и то не факт, что он столько соберёт, — прогнозирует эксперт.
По словам Лаврова, после ухода голливудского кино из России отечественные фильмы не стали резко больше собирать в прокате, поскольку «зритель решил по-другому».
Аналитик напомнил, что раньше за год выходило около 130 российских кинорелизов в год, а в 2022 году их число достигло порядка 240.
Я посмотрел 115, и примерно 50 из них — очень приличного качества. Но вся беда в том, что нет ни рекламы, ни маркетинга на них. Люди о них просто вообще не знают. Это бич всей нашей индустрии, к сожалению. Очень много было приличных фильмов, но они ничего не собирали в прокате, — констатирует Лавров.
В 2022 году, по его словам, вышло два успешных релиза — «Сердце пармы» (итоговые сборы достигли 937 млн рублей) и «Чебурашка», который оказался рекордно успешным с коммерческой точки зрения российских фильмов за всю историю кинопроката. Поскольку премьера «Чебурашки» состоялась 24 декабря, то он считается прошлогодним релизом, пояснил Лавров.
По его оценке, российские кинотеатры за счёт этих двух прибыльных проектов едва смогли закрыть долги за 2020 год, а по 2021–2022 годам «еле-еле сводят концы с концами», и «это всё тянется».
Таких фильмов, как «Чебурашка», должно быть в году хотя бы ещё пять-шесть. Но, по моим сведениям, 1 млрд рублей может собрать только «Вызов», который усиленно рекламируется [и выходит] с 20 апреля. Я боюсь, что «Нюрнберг» провалится — максимум там 130–150 млн рублей [соберёт в прокате]. Даже если Коля Лебедев снял шедевр, военное кино у нас вообще не смотрят: со времён «Т-34» все военные фильмы в прокате провалились, — рассказал Лавров.
При этом аналитик убеждён, что за последние годы качество российского кино заметно выросло — и, к примеру, то же «Сердце пармы» не уступает голливудским образцам. Но, напомнил Лавров, на его создание ушло пять-шесть лет, а касса разочаровала создателей: на рекламу было потрачено 150 млн рублей, половину сборов забирают кинотеатры, поэтому фильм принёс убытки на 400 млн рублей.
3,12 млн зрителей посмотрели «Сердце пармы» — это великолепный результат. Но «Чебурашка» показал, что 22 миллиона зрителей тоже не предел. Мы не можем понять, почему создателям «Чебурашки» удалось затащить аудиторию 12–25 лет, в основном-то ходят семьи, конечно, по пять-шесть человек. Плюс хорошая рекламная кампания, маркетинг по всей России. Ну и видите, 6,5 млрд рублей у них уже в кармане, — поделился информацией Лавров.
Он считает, что российской киноиндустрии остаётся только один вариант — снимать зрелищные «зрительские фильмы» такого качества, чтобы людям было всё равно, в какой стране они сняты.
Однако даже при таком результате российское кино вряд ли может рассчитывать на мощный и стабильный коммерческий успех.
Окупается в прокате, к сожалению, менее 8%. Государство осталось главным инвестором. Независимые люди, не зависящие от госденег, практически перестали вкладываться в российское кино. Сейчас только «О чём говорят мужчины» создан полностью на деньги «Квартета И», поэтому они могут спокойно себя чувствовать и снимать пятую часть. Но без денег Минкульта и Фонда кино российской киноиндустрии просто не выжить, — объяснил Лавров.
По словам аналитика, без господдержки крупные проекты с бюджетом от 500 млн рублей не запускаются в производство, а получатели господдержки не обязаны обеспечивать окупаемость.
Господдержка же останется, её продлили — и за 2023-24-25 годы 36 млрд рублей обещали выделить на кинопроизводство. Но здесь, к сожалению, такая ситуация, что Ольга Борисовна [Любимова, министр культуры РФ] сама будет решать, на рекламу и маркетинг каких фильмов давать деньги, а на какие нет. Вот в чём бич нашей индустрии. Из этих 247 фильмов, которые вышли в прокат в прошлом году, 98% было вообще без рекламы, без маркетинга, — посетовал Лавров.
При окупаемости на уровне 8% собрать коммерческие инвестиции на кинопроизводство нереально, убеждён эксперт, а в имиджевых проектах, не приносящих прибыли, крупные бизнесмены больше не заинтересованы.
Главным продюсером, по словам Лаврова, осталось государство, и его поддержка порождает замкнутый круг, в котором отсутствует ориентир на окупаемость продукта.
Компании пойдут на очередной питчинг к Фонду кино, возьмут деньги, снимут фильм. Фильм провалился — пойдут на следующий год, возьмут деньги, и так далее, и тому подобное. Они не ставят цель окупить, а это главный закон кинобизнеса во всем мире: сиквелы и прочие «перезагрузки» снимаются, если фильм был успешен в прокате. У нас по-другому вся система действует. И частных инвестиций не будет, я думаю, ещё долго, — рассуждает аналитик.
До советского кинопроката с огромными кассовыми сборами и колоссальным количеством зрителей российская киноиндустрия не дорастёт никогда, считает Лавров. В пример он привёл «Чебурашку», который посмотрели 21 млн человек — и это является «высшим пилотажем» по нынешним меркам, тогда как в СССР «фильмы, которые смотрело менее 17 миллионов зрителей, считались провалом».
Хорошо то, что зрители с помощью «Чебурашки» вернулись в кинотеатры. На нём работали примерно 2270 кинотеатров (это практически 100%) и 5800 кинозалов, то есть практически все. Но будут ли дальше такие блокбастеры — это ещё пока вилами на воде писано, потому что этот год будет самый тяжёлый для кинотеатров: кроме «Вызова» больше ничего не намечается. Самое тяжёлое время — это лето, когда голливудских студийных фильмов не будет. Я не знаю, что они будут показывать летом. Там нет репертуара высокобюджетного и дорогостоящего, — описывает Лавров ближайшее будущее кинопроката.
Он считает, что в ближайшие год-два российским кинотеатрам придётся «держаться и выстаивать», но, поскольку «Голливуд не вернётся в любом случае», рано или поздно отечественное кинопроизводство вынуждено будет подняться до определённого уровня.
Основной репертуар будут составлять российские фильмы и мультфильмы. Но хотя бы пять-шесть [условных «Чебурашек»] в год надо, потому что чтобы индустрия нормально работала. Кинотеатрам нужен один «миллиардник» хотя бы в два месяца. Это чтобы только они в ноль выходили, — подытожил Лавров.