
Российское министерство транспорта начало разрабатывать новые нормы учета регулярности авиарейсов — на замену действующим, которые были введены еще в советские времена.
Изменения коснутся:
- количества возможных причин задержки (их более четко детализируют),
- определения виновника (авиакомпании, аэропорта или оператора наземного обслуживания).
Свои предложения по поводу новых норм Минтранс РФ в конце 2018 года получил от ассоциации гражданской авиации «Аэропорт». Письмо было направлено заместителю ведомства Александру Юрчику. В нем говорилось, что многие реалии в действующих нормативных документах морально устарели и не соответствуют действительности.
Например, «Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации» от 1990 года (РРП-90) дает пилоту не более 15 минут на руление на взлетно-посадочной полосе. Но сейчас некоторые аэропорты стали настолько крупными, что выезд с дальних стоянок занимает около 20-25 минут.
Кроме того, нормы, действующие со времен СССР, предусматривают только две возможных причины задержки авиарейсов (форма 30-ГА):
- неблагоприятные метеорологические условия,
- нехватку горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Эта классификация, как отметили представители «Аэропорта», «не позволяет выявлять причины задержек и принимать соответствующие меры по предотвращению подобных случаев в дальнейшем».
В письме заместителю министра транспорта ассоциация предложила детализировать причины задержек вылетов:
- по вине аэропорта,
- по вине эксплуатанта воздушного судна (авиакомпании),
- по вине хендлера (оператора),
- по метеоусловиям,
- в связи с отсутствием ГСМ.
Свои предложения по обновлению норм контроля регулярности авиарейсов внесли в Минтранс РФ администрации московских аэропортов Шереметьево и Домодедово.
Представитель Домодедово подчеркнул, что действующие нормативы не соответствуют системам учета, принятым в Европе и США. «Эффективная система учета необходима для того, чтобы анализировать динамику деятельности авиакомпаний, прогнозировать использование ресурсов аэропорта, предупреждать и оперативно устранять возникающие сбои расписания», – заявил он.
Предложения по новым нормам учета задержек авиарейсов Минтранс собирает и от самих участников рынка — авиакомпаний. В «Уральских авиалиниях», в частности, отметили необходимость замены термина «регулярность» на «пунктуальность», поскольку рейсы могут выполняться регулярно (ежедневно, еженедельно) — но при этом непунктуально.