sunny
26°С Москва
BTC 53,999.56
17:05 7 августа 2018
Общество

Мой прадед – работорговец

Мой прадед – работорговец

Адаоби Тришия Нвабани - журналистка из Нигерии - рассказала историю своего знаменитого предка – работорговца Нвабани Огого.

Мои родители живут в Нигерии в городе Умуджезе. Их дом стоит на холмистом участке земли, которым наша семья владеет уже более сотни лет. По традиции народа Игбо, когда умирает один из родственников, близкие хоронят его рядом с домом или под ним. Дедушка Эрасмус покоится под гостевой комнатой. Бабушка Хелен – рядом с рабочим кабинетом. Моя пуповина захоронена на заднем дворе. А у подножия холма за домом находится могила моего знаменитого прадеда - работорговца Нвабани Огого Ориаку. «Он был выдающимся человеком, - с гордостью говорил мне отец, - Он занимался торговлей людьми».

Игбо порабощали преступников, должников и военнопленных задолго до прибытия европейцев. Нигерийское рабство отличалось от американского: рабам разрешалось свободно перемещаться по деревне и иметь собственность. Однако иногда их приносили в жертву богам или хоронили заживо с хозяевами. Когда в XV веке началась трансатлантическая торговля, спрос на рабов вырос. Торговцы Игбо стали похищать людей из дальних деревень. Иногда семьи добровольно продавали провинившихся родственников. В период с XV по XIX века около полумиллиона Игбо были переправлены через Атлантический океан.

Моего прадеда прозвали Нвабани - «человеком из порта Бонни» - поскольку он был обладателем относительно светлой кожи и крепкого телосложения. Раньше эти черты ассоциировалось с людьми, живущими на побережье и имеющими доступ к зарубежным продуктам. Позднее его прозвище стало нашей фамилией. В конце XIX века он получил лицензию работорговца от Королевской Нигерской компании – английской корпорации, отвечавшей за южную Нигерию. Хотя рабство уже было запрещено в США и Великобритании, он законно переправлял рабов на Кубу и в Бразилию. Его влиятельность привлекла внимание колониальных чиновников, которые назначили его управляющим Умуджезе и нескольких других городов. Он председательствовал в суде, основывал церкви и школы. В его гостевом доме останавливались первые лица Великобритании. Чтобы предупредить Нвабани Огого о приезде, гости отправляли ему письма, к которым прикрепляли локоны своих волос.

По традиции похороны выдающихся Игбо сопровождались жертвоприношениями. Когда Нвабани Огого умер, в жертву были принесены леопард и шесть рабов. Когда я была маленькой, родственники с восхищением рассказывали мне о великом предке. Когда мне было восемь, отец показал деревья, к которым прадед приковывал рабов. В 1960-х друг нашей семьи, который изучал историю в Великобритании, увидел упоминание имени Нвабани Огого в главе учебника, посвященной работорговле.

В прошлом году я приехала в Умуджезе на 46-ю годовщину свадьбы родителей. Однажды утром в наши ворота постучал священник англиканской церкви. Он показал записи, согласно которым Нвабани Огого предоставил вооруженное сопровождение первым миссионерам и обеспечил их безопасность. Священник вручил отцу награду за вклад Нвабани Огого в распространение христианской веры. Когда он уехал, отец сел в любимое кресло и начал рассказывать внуком истории о предке.

«Тебе не стыдно за то, что он делал?» - спросила я.

«Мне никогда не будет стыдно за него, - раздраженно ответил отец. – Почему мне должно быть стыдно? Он не делал ничего незаконного. Все его уважали. Не у каждого хватит храбрости стать работорговцем», - говорил он. Мой отец – юрист и борец за права жителей южной Нигерии. Однако это не мешает ему восхищаться дедом.