Вспышка стрептококка А стала причиной смерти по меньшей мере 15 несовершеннолетних в Великобритании, пишет Daily Mirror со ссылкой на данные национального Агентства по безопасности здравоохранения (UKHSA).
Обстановка в стране напряжённая: в аптеках заканчиваются антибиотики, которые используются для лечения бактериальной инфекции, а больницы испытывают колоссальную нагрузку из-за большого количества обращений от родителей, напуганных появлением у своих детей тревожных симптомов.
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак отрицает, что в стране дефицит антибиотиков, и министр здравоохранения подтверждает его слова, однако СМИ пишут о жалобах людей на невозможность купить лекарства в аптеках по месту проживания.
Общая численность заболевших не установлена, поскольку врачи не обязаны сообщать в Министерство здравоохранения обо всех диагностируемых ими случаях заболевания стрептококковыми инфекциями. Однако известно, что за последнюю неделю в стране было зарегистрировано 1,1 тысячи случаев заболевания скарлатиной.
Бактерии стрептококка группы А могут вызывать множество различных инфекций, от лёгких до смертельно опасных заболеваний. Обычно бактериальные инфекции можно лечить с помощью антибиотиков, но некоторые симптомы, такие как лихорадка и боль в горле, могут быть ошибочно приняты за проявление вирусного заболевания — и, соответственно, врач назначит совершенно другое лечение, которое не поможет справиться со стрептококком.
UKHSA утверждает, что пока нет доказательств циркуляции нового штамма стрептококка группы А, и связывает рост числа случаев опасных инвазивных проявлений с высокой инфекционной нагрузкой. С сентября агентство зарегистрировало 652 сообщения об инвазивной стрептококковой инфекции — выше, чем в аналогичные периоды за последние пять лет.
Британские эксперты высказывают опасения, что в нынешней вспышке может быть виновато значительное падение коллективного иммунитета, возникшее из-за длительных локдаунов во время пандемии коронавируса и социального дистанцирования. За последние три месяца общее число смертей от инвазивного стрептококка А во всех возрастных группах достигло 60.
Заместитель директора UKHSA доктор Колин Браун поясняет, что стрептококк А вызывает кожную инфекцию (импетиго), скарлатину и острый фарингит. Хотя в подавляющем большинстве случаев заболевание протекает относительно легко, иногда бактерии вызывают опасную для жизни болезнь.
Скарлатина и острый фарингит — распространённые детские болезни, которые легко лечатся антибиотиками. Очень редко бактерии могут попасть в кровоток и вызвать более серьёзное заболевание, называемое инвазивным стрептококком группы А, — пояснил Браун.
Одной из последних жертв стрептококка А среди детей стала пятилетняя Стелла-Лили Маккоркиндейл, и из-за её смерти в британских СМИ разгорается скандал. Отец девочки, Роберт, утверждает, что трижды за три дня привозил её в отделение неотложной медицинской помощи, прежде чем медики поместили её в отделение интенсивной терапии, где она впоследствии и скончалась, поскольку было уже слишком поздно.
Стрептококковые инфекции действительно дают «достаточно тяжёлую клинику» и требуют своевременного начала лечения антибиотиками, пояснил Инфо24 экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
По его словам, наибольшую угрозу представляют носители бактериальных инфекций в бессимптомной форме, которые сами не болеют, но при этом являются источником заражения для окружающих, а детям со стрептококковыми инфекциями необходимо стационарное лечение, потому что «клиника достаточно тяжёлая» и приходится применять антибиотики пенициллинового ряда.
В России, заверил Онищенко со ссылкой на данные официального здравоохранения, подобных вспышек «нет и не было несколько десятков лет». Когда-то, по словам экс-главы Роспотребнадзора, они были характерны для «армейских контингентов», где «люди находятся в скученных условиях, испытывают стрессы», и «общая столовая — это фактор, который всегда способствует распространению инфекций» при наличии скрытых носителей.
По его словам, в 1960–1970-х годах вспышки заболеваемости стрептококковыми инфекциями в нашей стране происходили также в родильных домах, где условия «доводили до стерильности» и бактерии без естественной борьбы за выживание с другими микробами «находили себе приют».
Я не допускаю, что у нас [сейчас] могут произойти такие вспышки, но то, что это произошло в Британии, меня волнует с точки зрения характеристик этого штамма, не подвергался ли он каким-то преднамеренным изменениям, почему он стал вдруг таким более контагиозным, более вирулентным, — пояснил Онищенко.
Он считает нынешнюю ситуацию с распространением стрептококка А в Великобритании и высокой детской смертностью от него «нехарактерной для страны с достаточно высокоразвитой системой здравоохранения», поэтому предлагает подождать, когда власти Великобритании обнародуют официальную информацию о штамме стрептококка А, вызвавшем смертельные случаи за последнее время.
То, что это началось именно сейчас, — неудивительно: похолодание, инфекции, скученность людей. Но почему англичане допустили смерти детей — это серьёзный вопрос: нет ли причины в самом штамме гемолитического стрептококка? — рассуждает Онищенко.
Пока же британские власти пытаются принять экстренные меры для снижения нагрузки на систему здравоохранения и организации профилактики распространения болезни.
Эксперты требуют запуска системы домашнего тестирования на стрептококк, которое, по их мнению, избавит родителей от переживаний и разгрузит больницы. Кроме того, тесты позволят выявить инфекцию на ранней стадии (или при бессимптомном течении).