Названа новая версия крушения парома "Эстония" в 1994 году

Власти Эстонии, Финляндии и Швеции инициируют новое расследование крушения парома "Эстония", затонувшего ровно 26 лет назад. На корпусе судна обнаружена пробоина, происхождение которой не изучили в ходе предыдущих расследований.

Паром "Эстония", на борту которого находились 989 человек, затонул в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море. Судно следовало из Таллинна в Стокгольм.

Погибли 852 человека, спаслись только 137 человек. Из воды подняли тела только 95 жертв, тогда как 757 оставались пропавшими без вести и позднее были признаны погибшими.

На борту парома "Эстония" находились граждане 17 стран. Большинство составляли граждане Швеции (501 человек) и Эстонии (285 человек). Также на пароме были граждане Латвии, России, Германии, Финляндии, Литвы, Норвегии, Дании, Белоруссии, Украины и других стран.

Гибель "Эстонии" — одна из крупнейших морских катастроф XX века и самое крупное кораблекрушение из произошедших на Балтике в мирное время.

Новая пробоина

О начале нового расследования обстоятельств катастрофы заявил премьер-министр Эстонии Юри Ратас. По словам политика, поводом для возобновления следствия стал выход пятисерийного документального фильма Discovery Network: журналисты проекта сняли останки парома, зафиксировав не замеченное ранее повреждение на правом борту, со стороны руля.

Трансляция документального фильма об "Эстонии", снятого каналом Discovery, начнется в понедельник, 28 сентября — показ проекта приурочен к годовщине кораблекрушения. Фильм "Эстония": находка, которая меняет все" снят шведским документалистом Хенриком Эвертссоном.

Автор фильма фактически нарушил запрет на исследование останков парома "Эстония", установленный законом о покое погибших, спустив к обломкам судна робота. Эта съемка позволила выявить пробоину, которая не фиксировалась в документах предыдущего расследования.

Задача новой следственной группы — оценить изложенные в фильме факты и проверить возникшие в связи с этим гипотезы, отметил Ратас. Согласно совместному заявлению глав МИД Эстонии, Финляндии и Швеции, власти всех трех стран будут обсуждать ход расследования, если вскроются важные обстоятельства, ранее не известные заинтересованным сторонам.

Бывший глава комиссии по расследованию крушения парома Маргус Курм высказал предположение, что к гибели "Эстонии" привело столкновение пассажирского судна со шведской подводной лодкой. Повреждение на правом борту парома, по информации Курма, располагается ниже ватерлинии, но достигает автомобильной палубы, имея длину 4 метра и ширину 1,2 метра.

"Это говорит о том, что "Эстония" столкнулась с чем-то достаточно крупным, чтобы могло пробить корпус", — рассуждает он.

Версия о столкновении с подводной лодкой высказывалась общественностью, однако была отвергнута официальным расследованием. Выявление новой пробоины в корпусе судна может стать поводом для более внимательного изучения этой версии и некоторых других предположений, связанных с кораблекрушением.

Официальная версия и гипотезы

Согласно отчету о расследовании гибели парома, опубликованному в 1997 году, причиной катастрофы стало разрушение носовых ворот (визора) судна и, как следствие, наполнение трюма водой через незащищенный автомобильный люк в условиях сильного шторма.

Этот итог следствия был официально признан Эстонией, Швецией и Финляндией, однако родственники погибших не были удовлетворены результатами расследования. Одним из поводов для критики был тот факт, что комиссия не назвала конкретных виновников трагедии.

В СМИ публиковались альтернативные версии гибели "Эстонии", однако проверить их помешал закон о покое погибших: погружение к остову судна было официально запрещено, а проведение собственных расследований катастрофы приравняли к преступлению.

Одна из гипотез, обсуждавшихся в прессе, заключалась в том, что на борту парома произошел взрыв. Наряду с ней обсуждалась версия, что на борту парома "Эстония" нелегально перевозили оружие либо другой секретный груз. По одной из версий, паром с людьми намеренно затопили, открыв носовые ворота, когда возникла необходимость скрыть факт контрабанды. Также обсуждались гипотезы о течи в корпусе судна и столкновении парома с подводной лодкой. В той или иной мере все перечисленные версии относились к теориям заговора.

Погибшие и пропавшие

Конспирологические теории, связанные с гибелью "Эстонии", активно подпитывались серьезными расхождениями в списках пропавших и спасенных людей. Непосредственно после крушения парома 8 человек из числа экипажа судна значились в списке спасенных, однако затем были объявлены пропавшими без вести.

Спустя полторы недели после крушения "Эстонии" список таких людей увеличился — журналисты узнали, еще три человека из команды парома сперва были названы спасенными, а затем причислены к погибшим.

Тела этих 11 человек так и не были найдены. Их исчезновение связывали с тем, что члены экипажа могли знать реальную причину гибели парома — высказываются предположения, что они могли быть в курсе перевозки оружия или других секретных грузов на судне.

Поскольку спасенные с "Эстонии" люди сами называли свои имена, механизм возникновения этой ошибки неясен. Примечательно, что факт спасения минимум четырех человек — капитана Аво Пихта, старшего механика Лембита Лейгера и двух сестер Вейде — в первые дни после катастрофы подтверждали разные источники, заслуживающие доверия, в том числе полицейские власти Швеции и Эстонии. Несмотря на это, все четверо пропали, их судьба осталась неизвестной.

Сейчас читают