Одиннадцатого сентября 2018 года в интернете появилась запись телефонного разговора директора Службы национальной безопасности (СНБ) Армении Артура Ванецяна и начальника Специальной следственной службы (ССС) Сасуна Хачатряна.
В ходе 8-минутного разговора силовики обсуждают арест экс-президента Армении Роберта Кочаряна, а также уголовные дела, возбужденные против генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и бывшего министра обороны Микаела Арутюняна.
На записи Ванецян также рассказывает Хачатряну о разговоре с судьей, которому, якобы, дана инструкция во что бы то ни стало посадить Кочаряна. Затем мужчины обсуждают судьбу Хачатурова, которого «ни в коем случае нельзя трогать» из-за опасности испортить отношения с Россией.
Вот небольшая выдержка из диалога силовиков:
Ванецян: Мне только что судья звонил, он немного напуган. Он сказал, мол, господин Ванецян, я посмотрю бумаги, потом позвоню, доложу.
Хачатрян: Пусть смотрит.
Ванецян: Я сказал, проверь основания, позвони, но решение об аресте, хочешь или не хочешь, но должен принять.
Хачатрян: Да, друг, если арестуем, все начнут нормально писать, мне кажется. Друг, Хачатурова тоже сегодня…
Ванецян: Ара, не связывайтесь с Хачатуровым. Он шеф ОДКБ, ара.
Хачатрян: Это не имеет значения, друг.
Ванецян: С Хачатуровым опозоримся…
Хачатрян: Почему?
Ванецян: Ара, он шеф ОДКБ, друг!
Хачатрян: Не сажать, друг? (смеется)
Позже Ванецян на специально созванной во вторник пресс-конференции подтвердил подлинность опубликованного разговора.
«Я подтверждаю, что такой разговор между мною и Сасуном Хачатряном имел место. Будет проведено следствие, будет установлен источник, который сделал эту запись и опубликовал еe. Если я не ошибаюсь, в Генеральной прокуратуре страны уже возбуждено уголовное дело по данному факту», — заявил Ванецян.
При этом глава СНБ отметил, что в разговоре с Хачатряном они обсуждали сугубо юридические аспекты дела.
«Разговор имел место быть, когда суд принял известное решение по Роберту Кочаряну. Но я могу сказать, что нашему делу ничего не помешает, мы продолжим свою борьбу. Все украденные из Армении средства будут возвращены, а все убийцы - наказаны», — заявил Ванецян.
Давление извне
Всем троим обвиняемым, чьи имена звучат в разговоре, в конце июля были предъявлены обвинения в свержении конституционного строя во время событий 1 марта 2008 года, когда в результате столкновений между сотрудниками правоохранительных органов и протестующими против итогов президентских выборов демонстрантами погибли десять человек и более 250 получили ранения.
Комментируя возбуждение уголовного дела против него, Кочарян заявил, что его преследуют по политическим мотивам. В том же духе позже высказался глава МИД России Сергей Лавров. Он заявил, что действия армянских властей идут вразрез с их обещаниями отказаться от политических преследований своих предшественников.
После заявления Лаврова Кочаряна неожиданно освободили из-под стражи: апелляционный суд изменил ему меру пресечения, а Владимир Путин поздравил с днем рождения.
Активность новых властей Армении в расследовании дела "1 марта 2008 года" наткнулась на политическое и дипломатическое противодействие с российской стороны. Так, второй фигурант дела, бывший министр обороны Армении Микаел Арутюнян, вообще находится на территории России. Более того, будучи в 2008 году главой Минобороны, Арутюнян, по данным «Интерфакса», уже шесть лет имел российское гражданство.
Что случилось в 2008
Тот самый печальный протест, вокруг которого и строится дело против Кочаряна сотоварищи, начался сразу после выборов президента 19 февраля 2008 года. После объявления итогов армянская оппозиция, возглавляемая первым президентом Левоном Тер-Петросяном, собрала в Ереване стихийный митинг, выражая недовольство результатами голосования.
Протесты начались в столице Армении 20 февраля и продолжались 10 дней. На Площади Свободы тогда собрались десятки тысяч людей, некоторые из них разбили палатки и дежурили круглосуточно.
Утром 1 марта полиция с помощью дубинок и электрошокеров стала разгонять спящих демонстрантов. В результате десятки человек получили различные травмы и ранения.
Жесткий разгон еще более накалил страсти. Ближе к полудню протестующие стали собираться на площади Мясникяна, поблизости от посольства Франции. На этот раз активисты были настроены более решительно, устроив из нескольких перевернутых автобусов и троллейбусов подобие баррикад.
Вечером того же дня на площадь прибыла полиция: между демонстрантами и полицейскими вспыхнули столкновения. Около 10 часов вечера избранный президент Роберт Кочарян с одобрения парламента Армении ввел чрезвычайное положение, запрещающее проведение демонстраций. Поводом для такого решения стали несколько случаев мародерства и нападения на полицейских.
Нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян в 2008 году был членом предвыборного штаба кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна. После массовых беспорядков 1 марта 2008 года он был объявлен в розыск и сдался властям в 2009 году.
В январе 2010 года он был осужден на семь лет по обвинению в организации массовых беспорядков. Его выпустили на свободу в мае 2011 года по амнистии. После недавнего избрания главой правительства Пашинян заявил о неизбежности раскрытия «дела 1 марта».
Неминуемое наказание
17 августа 2018 года во время митинга в Ереване Пашинян заявил, что дело 2008 года раскрыто. «Я вновь со всей ответственностью заявляю: никто из преступников, главарей преступников не избежит ответственности», — также сказал глава правительства.
«Сейчас многие, которые понимают, что их часы сочтены, что их место в тюрьме, что они дадут ответ перед народом, начали себя позиционировать в качестве жертв политических репрессий. И никто не спрашивает: если вы жертвы политических преследований, что вы делаете на свободе? Или вам кажется, что мы не знаем, как звонить судьям и принуждать их принять то или иное решение?» — заявил Пашинян.
При этом он отметил, что новое правительство отказалось от порочной практики влияния на судей и гордится этим. Однако опубликованные переговоры Ванецяна и Хачатряна противоречат этому утверждению.
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Сергей Маркедонов рассказал Инфо24, что правительство Пашиняна сейчас попало в сложную ситуацию и будет искать компромисс между позицией России и позицией собственного народа.
В случае с Кочаряном, по мнению политолога, ясно одно: единства мнений по поводу его ареста и всей его предыдущей политической деятельности нет. Более того, следственные действия против экс-президента активизировали дискуссию об ответственности его предшественника Левона Тер-Петросяна и его преемника Сержа Саргсяна. «Фактически весь путь постсоветской Армении оказался актуализированным, чего раньше в таких объемах не наблюдалось».
«Пашиняну нужно балансировать между благосклонностью Москвы и требованиями электората. Россия для Армении стратегический союзник и рисковать отношениями было бы неосмотрительно. Скорее всего обвиняемые получат какие-то номинальные наказания. Тогда премьер выполнит обещание и сдержит слово. Кочарян и Хачатуров несмотря ни на что обладают в Армении большим влиянием и Москве точно пригодятся. Путин их не сдаст», — считает Маркедонов.
По мнению армянского политолога Гранта Микаэляна, «личность Кочаряна была сильно демонизирована его оппонентами, и на самом деле он действительно имеет шансы избежать суда, а его деятельность заслуживает публичной дискуссии».
Сам Кочарян, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил, что уже заявил, что "произошедшее дорого обойдется армянскому народу".
"Теперь мне что, поздравить народ Армении с получением нового диктатора? Разве в этом была цель этой революции? У меня большие сомнения", - заключил он.