sunny
18°С Москва
BTC 115,922.19
11:25 3 сентября 2025
Общество

Осетрина второй свежести: почему китайский «премиум-класс» — только на словах

Эксперты: китайское оборудование не соответствует заявленному премиум-уровню

Осетрина второй свежести: почему китайский «премиум-класс» — только на словах Фото: скриншот из видео

Китайское оборудование, предлагаемое российскому рынку, часто не дотягивает до заявляемого премиального уровня. Это уже показал и автопром, такая же ситуация складывается и в производстве подъемного канатного оборудования. Экономист Павел Журавлев отмечает: премиум — это лучшее качество, современные технологии и надежность, а не фальшивая картинка.

Рука помощи Китаю

Россия выразила готовность поставлять отечественные авиадвигатели в Китай, для китайского авиалайнера COMAC C919. Россия сможет буквально спасти китайское авиастроение: сами китайцы подобное оборудование пока производить не умеют.

«Если США и другие западные страны, включая Францию и Британию, примут решение о запрете поставок своих агрегатов в Китай, то наш ПД-14 будет единственной в мире альтернативой. Это двигатель пятого поколения, полностью соответствующий всем современным требованиям. Поэтому предложение „Ростеха“ — это рука помощи Китаю с нашей стороны», — отметил в беседе с Инфо24 авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров.

«Это еще одна иллюстрация того факта, что Китай пока не может демонстрировать высший уровень достижений в целом ряде производственных секторов. А российское оборудование, особенно если речь идет о высоких технологиях, не просто конкурентоспособно на мировом рынке, но и может занимать лидирующие позиции. И этим действительно стоит гордиться! Неудивительно, что наша страна уверенно развивает свой технологический суверенитет, у нас для этого есть и мощности, и кадры, и сильнейшие научные и технические разработки», — отмечает доктор экономических наук, профессор РЭУ имени Плеханова Павел Журавлев.

«Да, не так давно Компартия Китая попыталась определить направление для своей промышленности — бороться за качество. Но если и смогли, то только в электронике, и то не всегда. Быстро перестали бороться, — поясняет экономист. — Что побеждает в китайской стратегии развития — промышленность или торговля? Торговля, конечно. Китай вкладывается только в то, что может быстро реализовать. Качество не важно, работает цепочка „товар-деньги-товар“. Ни о каком „премиум“ уровне китайской промышленности нельзя говорить. Промышленность КНР еще долго будет идти к высокому качеству, их разработки существенно отстают от мировых, и от российских тоже, как мы видимна примере той же авиации».

До «премиума» не дотягивают

В этом ключе, замечает Павел Журавлев, трудно объяснить обратную ситуацию, когда Россия запускает на свой рынок явно неконкурентоспособную китайскую продукцию: «Мы стали закупать китайские автомобили, тогда как буквально несколько лет назад такое было бы невозможно. Еще более странным выглядит заход китайцев в те сферы, где они и вовсе никогда не были „законодателями мод“, к примеру, в нишу производства канатных подъемников — Китаю не угнаться за лидерами в этой отрасли. Никогда Китай не сможет заменить Европу в вопросе производства подъемного оборудования. Всему миру известны имена лидеров этого сектора: Poma, Leitner, Doppelmayr, Bartholet. Растут мощности и российских производителей подъемного оборудования, при поддержке госсубсидий и льгот, разрабатываемых Минпромторгом. Китайские заводы в этом пока слабы».

По мнению эксперта, в вопросах надежности оборудования не должно быть сомнительных решений: если Европа перестала поставлять горнолыжные подъемники, то это не повод соглашаться на низкое китайское качество, тем более, когда есть собственная российская альтернатива. К примеру, на слуху попытки китайских производителей предлагать нашим курортам свои канатные дороги — в частности, велись переговоры с брендом BMHRI из КНР, есть даже единичные факты установки этих подъемников. «Но все это выглядит как игра в поддавки, — убежден Павел Журавлев. — Мы, зная, насколько сильна у нас собственная промышленность, позволяем китайской стороне заполнять пустующие ниши. Такой подход несправедлив. При этом Китай заявляет, что выдает на рынок „премиальное качество“, однако на деле оно не подтверждается».

Пример — автопром: продажи китайских так называемых «премиальных» автомобилей в России рухнули. Автовладельцы убедились, что «премиум-качество из Китая» — понятие невозможное, и избавляются от китайских машин, при этом пошел рост продаж европейских люксовых автомарок.

«Китайский премиум я именую „назывным“: производители выводят новый бренд на рынок и заявляют, что считают его премиальным, хотя он таковым, по сути, не является», — считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Вдумайтесь, сколько понадобилось той же Германии, чтобы сделать свой „Мерседес“ или „БМВ“? Десятилетия. И только в середине 70-х у них стали выходить по-настоящему качественные автомобили, так они шли к лидерству на рынке, — размышляет Павел Журавлев. — Что говорить о Китае, чей путь в промышленности совершенно иной? Возвращаясь к другим сферам производства, стоит заметить, что китайские производители часто еще и копируют. Допустим, в сфере производства канатных дорог — списывают идеи с разработок европейских лидеров рынка подъемников, для китайцев эта сфера — не вопрос имиджа, а попытка заработать — на российском рынке в том числе. На авторынок Китай зашел поздно и не старается бороться за бренд, а только „показывает картинку“. Так же и с канатными подъемниками, с которыми Китай пришел в Россию: мировые производители уже лет сто делают канатные дороги, а КНР только лет десять назад начала потихоньку осваивать эту сферу. О каком опыте и премиум-уровне мы говорим? Для китайцев и в этой сфере не важна репутация бренда, главное — продать, а там хоть трава не расти. Сохраняется их общий подход: не важно качество, важнее прибыль».

То, что китайские производители не могут выдавать супер-качество, подтверждает и специалист в сфере горнолыжного туризма, горнолыжный журналист Георгий Дубенецкий, отмечая, что до лидеров рынка Китай пока не добрался: «Европейские производители канатных дорог сейчас уже ищут возможности новых улучшений, модернизации, они играют с дизайном, добавляют какие-то необычные вещи. К примеру, в Архызе запущена канатная дорога с кабинками с прозрачным полом. В Финляндии на курорте Юлляс работает кабина-сауна! А в Швейцарии в Церматте можно ехать в кабине подъемника как в кабриолете, над тобой не крыша, а небо. Кресла в новейших канатных дорогах — дизайна Porsche, или итальянского дизайна, это кожа, дорогие материалы, и так далее. То есть канатные дороги превращаются отчасти в аттракцион, в развлечение. Вот уже на что замахнулись сильные производители, чтобы продавать свои подъемники, чтобы курорты были заинтересованы в таких фишках, в новизне, ставили у себя новые канатные дороги».

Бумажные цветы на сухом дереве

Если европейцам важно было показать реальное качество и надежность, и тем самым добраться до пьедестала — до премиум-уровня — в производстве хоть автомобилей, хоть канатных дорог, то китайский менталитет совершенно другой, поясняет Павел Журавлев. Экономист напомнил, что более трех тысячелетий в китайской культуре существуют стратагемы — это просчитанный алгоритм действий, который помогает достичь цели, учитывая психологию объекта (или противника). Китайские хитрости работают и в бизнесе.

«Есть у китайцев такая стратагема: „На сухое дерево повесьте бумажные цветы“. Вот так они и действуют! Показуха. Они „вешают“ на свои „сухие ветки“ „украшения“ — так и делают свои „премиальные“ автомобили, и все остальное „премиальное“. А покупатели ведутся. Ну а потом сами же страдают, получая результат. Зато китайцы в выигрыше: хорошо заработали на наивности и доверии», — поясняет Журавлев.

Вестись на лозунги китайских производителей о «премиальном уровне» не стоит, убежден эксперт: «Осетрина, как известно, не бывает второй свежести. Так же и любое премиальное качество. Премиум — это только тот, кто первый, тот, кто лучший. А Китай не справляется с такими сложными направлениями, да и не хочет предпринимать усилия.

Так что если курорт ставит на своем склоне китайскую „премиальную“ канатную дорогу, то довольно быстро убедится, что это совсем иной класс оборудования. И это существенные бизнес-риски. Что будет дальше, когда начнутся поломки? Как избавляться от такого подъемника или чинить его? Это ведь не автомобиль, а огромный проект: канатная дорога — всегда индивидуальный проект, создаваемый под ключ с учетом характеристик и запросов конкретного курорта. Так что вложения в то, чтобы подобный заявленный „премиум“ продолжал функционировать, будут в разы больше».

По мнению экономиста, сейчас Россия, которая быстро занимает ведущие позиции в различных областях экономики не только на своем рынке, но и на мировом уровне, имеет возможности диктовать свои условия, в собственных интересах: «Мы должны нашу промышленную политику должны проводить жестко. Главная задача — чтобы у нас было не импортозамещение, а импортонезависимость. Это главное».