sunny
19°С Москва
USD 92.13
EUR 98.71
BTC 64,401.52
18:00 18 июня 2019
Экономика

PASMI выяснило, что государство тратит миллиарды рублей на бесполезную борьбу с «черными дровосеками»

PASMI выяснило, что государство тратит миллиарды рублей на бесполезную борьбу с «черными дровосеками»

Журналисты портала PASMI рассказали, как в России легализуют незаконные вырубки. Ежегодно в России вырубают более 1,7 млн кубометров леса, и если не остановить бездумное уничтожение лесных богатств, скоро в стране их не останется. Защищать деревья взялись чиновники.

Начиналось все с хорошей идеи – посчитать, сколько в России осталось «зеленых ресурсов», проконтролировать, куда идут лесные богатства страны и не допустить нелегальных вырубок. Для этого в 2015 году была внедрена государственная система по контролю за оборотом древесины ЛесЕГАИС. Бизнесмены, работающие с лесными хозяйствами, регистрируются на портале и там же вносят сведения о сделках: сколько было вырублено деревьев, сколько продано и, главное, кому.

Изначально проект стоил 324 млн рублей, а его создание обошлось в 360 миллионов рублей. Именно столько, по сведениям портала госзакупки, запросило за работу государственное акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления». Заказчиком выступило ФГУП «Рослесресурс».

Чтобы данные регулярно обновлялись, портал необходимо поддерживать. С 2016 по 2018 годы этим занимался разработчик программного обеспечения ООО «Таскдата РУС», получивший за три года 88,8 млн, 68,4 млн и 149 млн рублей соответственно. Кстати, фирма занимается поддержкой систем Российских железных дорог и многих государственных ведомств.

Не сказать, чтобы систему ЛесЕГАИС в дальнейшем не совершенствовали. Например, в 2017 году ФГБУ «Рослесинфорг», подведомственная Рослесхозу, поручила «Таскдата РУС» еще один большой контракт на 186,3 млн рублей. За эти деньги фирма должна была развить функционал системы, создать аналитические отчеты о том, как использовались леса и разработать систему оповещения пользователей, если произойдет ошибка.

В текущем, 2019 году, контракт стоимостью 78,8 млн рублей на сопровождение системы ЛесЕГАИС выиграла дочка ПАО «Ростелеком» «РТКОММ.РУ», но сама фирма выполнять работу не стала. А выставила на госзакупки новый контракт, который достался… ООО «Таскдата РУС». Вот только последняя компания получила за него уже гораздо меньшую сумму, 71,8 млн рублей.

Кстати, такая же схема работала и при заключении контрактов на развитие ЛесЕГАИС. Закупку выигрывала «РТКОММ.РУ», которая перепоручала работу «Таскдата РУС». Естественно, за меньшие деньги: не изначальные 85 миллионов, а уже 76 млн рублей.

За прошедшие годы система ЛесЕГАИС обошлась бюджету в 1,5 миллиарда рублей, но по словам руководителя лесной программы «Гринпис» Алексея Ярошенко, сумма, затраченная на работу системы, на самом деле – гораздо выше. Нужно учитывать, что специалисты, работающие в органах управления лесами, теперь обязаны вести учет и тратят на это треть своего рабочего времени. Но так ли эффективна разработка?

Оказалось, что за годы рубить деревья меньше не стали. Если до 2018 года бизнесмены вырубали 1,2 млн кубометров леса, то в прошлом году «развернулись» на 1,7 млн кубометров. В последний год страну потряс ряд задержаний высокопоставленных чиновников, которые обязаны были защищать лесные запасы. Например, 6 июня был задержан министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда. Он стал подозреваемым в деле о незаконных санитарных рубках в заказнике «Туколонь». А вот в Смоленской области за вырубку 450 гектаров леса – никто наказания не понес, хотя это было самое крупное уничтожение лесных ресурсов в Европе. Как же так произошло?

Оказалось, что в обход системы можно легально проводить незаконные вырубки, если знать, как это сделать. Федеральные чиновники наконец-то сообразили, что «черные лесники» попросту находят лазейки в законах.

Специалист «Гринпис» считает, что разработанная за огромные деньги система учета не может эффективно бороться с уничтожением лесов. «Черные дровосеки» добывают лишь несколько процентов леса. Львиная доля незаконных вырубок легко обходит ЛесЕГАИС: на них просто есть легальные обеспечивающие документы. Одна из таких схем – псевдосанитарные рубки, когда под видом больных деревьев уничтожают здоровый лес. При этом к документам претензий быть не может – они есть в наличии и зарегистрированы в ЛесЕГАИС.

Алексей Ярошенко рассказал PASMI, что многие леса, выросшие на территориях бывших колхозов, до сих пор не имеют статуса. Так произошло в годы, когда колхозные земли делили на паи, и они попали в чью-то собственность. Бизнесмены просто находят таких владельцев, и выкупают паи. Затем через суд подготавливают пакет документов, что лес находится на участке, предназначенном для ведения сельского хозяйства.

На этом основании его можно законно выручить, не представляя сопроводительных документов. Соответственно, уничтоженный лес в ЛесЕГАИС не фиксируется. В этом случае любая борьба лесников с бюрократической машиной не имеет успеха.

Еще один лакомый кусочек для «черных лесников» - сельские земли, которые за годы после развала СССР заросли лесами. У них нет статуса и контроля за ними тоже никакого нет. Вести учет всех деревьев в России – задача не самая сложная, проблема в том, что у законодателей возникает конфликт интересов.

Например, в конце прошлого года в Лесной кодекс внесли очень важную статью 123. Авторы нововведения предложили наделить земли сельхозназначений официальным статусом. С 1 июля закон вступает в силу, но по словам сотрудника «Гринписа», Министерство экономического развития страны уже готовит законопроект, который отменяет новую статью.

«Я думаю, что вопрос скорее не в лесе, а в земле и возможности кошмарить землепользователей. Дело в том, что лес не имеет право существовать на землях сельхозназначений и за это предусмотрены санкции: либо штраф для юрлица до 700 тысяч рублей, либо изъятие участка через суд. И Россельхознадзор этим пользуется», — цитирует PASMI Алексея Ярошенко, который отметил, что это удобный для некоторых ведомств коррупционный механизм.