На прошлой неделе, 26 августа, Украина потеряла первый поступивший в её распоряжение американский истребитель F-16. В Генеральном штабе сообщили, что военные использовали F-16 якобы для отражения ракетного удара со стороны России.
Воздушные силы ВСУ отметили, что погибший пилот Алексей Месь (позывной Moonfish («Рыба-Луна») «ценой собственной жизни» отразил атаку, выполняя боевое задание.
Газета The New York Times (NYT) сообщила со ссылкой на западный источник, что F-16 могли случайно сбить ракетой системы ЗРК Patriot сами украинские военные. Также рассматривается версия технических неисправностей и ошибок пилота, уточняет издание.
30 августа президент Владимир Зеленский отправил в отставку командующего авиацией ВСУ генерал-лейтенанта Николая Олещука. В своём обращении украинский лидер отметил, что «время делать выводы». По его словам, необходимо «усиливаться» на «командном уровне» и «беречь людей, беречь личный состав, беречь всех наших воинов».
Позже министр обороны Украины Рустем Умеров пояснил, что увольнение Олещука не связано с крушением F-16.
Однако у случившегося могут быть серьёзные последствия в отношения будущего самолётов F-16 на Украине.
Крушение истребителя вызвало у западных чиновников вопросы о целесообразности решения Киева задействовать самолёты в бою спустя всего несколько недель после их получения. Тревогу вызывает малое количество часов налёта у пилотов. Об этом пишет The Wall Street Journal.
По информации WSJ, в данный момент нет планов по изменению программы обучения украинских пилотов, однако, как указал представитель Министерства обороны США, происшествие продемонстрировало, к каким последствиям может привести попытка ускорить процесс.
Источник в Пентагоне сообщил изданию, что перед катастрофой истребителя представители датского правительства выражали озабоченность относительно способности некоторых пилотов летать самостоятельно. Украинские пилоты обладали многолетним боевым опытом на старых советских самолётах, но некоторые из них испытывали трудности с управлением современными F-16, особенно из-за того, что учебные материалы были на английском языке, а не все пилоты имели достаточный уровень знания языка. Представитель оборонного ведомства добавил, что некоторые пилоты, начавшие обучение в Дании, не справились с курсом обучения.