sunny
11°С Москва
USD 93.44
EUR 99.58
BTC 64,202.68
02:37 5 июня 2020
Экономика

Почему дизельное топливо затопило Арктику?

Почему дизельное топливо затопило Арктику?

Российскую Арктику очень быстро меняет глобальное потепление, но еще быстрее оказалась ТЭЦ-3 в Норильске. Более 20 000 тонн дизельного топлива вылилось из ее хранилища в соседние реки и потекло к Карскому морю. Это экологическая катастрофа – и она характеризует работу и промышленного предприятия, и властей.

Днем 29 мая очевидец аварии – водитель Андрей Афиногенов рассказал изданию Baza, что проезжал мимо Норильской ТЭЦ-3, когда увидел разлив дизельного топлива. На месте аварии никого из персонала не было – утечку никто, похоже, не замечал бы и дальше, если бы его машина не застряла в провалившемся грунте и не загорелась, в результате чего возник пожар на площади порядка 350 кв. м.

Когда точно произошла авария, пока не ясно. Все топливо в хранилище – это примерно 350 железнодорожных цистерн – попало в местный ручей, оттуда – в реки на расстояние более 20 км от места аварии (по данным Росприроднадзора) и в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина, впадающая в Карское море. Даже если в него нефтепродукты не попадут – на их пути выставили заградительные боны, – катастрофа по количеству горючего, попавшего в реки, – федерального масштаба, считает руководитель программы по экологической ответственности бизнеса "WWF России" Алексей Книжников.

По состоянию на 2 июня площадь загрязнения – 180 000 кв. м, сообщила прокуратура Красноярского края. Близлежащие реки – Далдыкан и Амбарная, судя по сообщениям с мест, отравлены полностью, рассказал "Интерфаксу" руководитель красноярской региональной общественной экологической организации "Плотина" Александр Колотов. Это крупнейшая экологическая катастрофа в российской Арктике. Восстановление экологии в районе Норильска займет не менее 10 лет, заявила заместитель министра природных ресурсов и экологии Елена Панова. Собирать нефтепродукты в Арктике некуда и нечем – дорог нет, резервуаров нет, сжигать нельзя. Авария может поменять жизнь коренных народов, повлиять на здоровье людей, считает "Greenpeace России".

Предотвратить экологическую катастрофу было можно, но местные власти и владелец ТЭЦ-3 пытаются представить дело как форс-мажор. Причина аварии – внезапное проседание опор, прослуживших более 30 лет "без нареканий", сообщил РБК представитель Норильско-Таймырской топливно-энергетической компании. Фундамент просел, объяснял и вице-премьер правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, имея в виду таяние вечной мерзлоты из-за глобального потепления.

Объекты, находящиеся на тающей вечной мерзлоте, требуют усиленного контроля, напоминает координатор "Гринпис Россия" Василий Яблоков: сказать, что все было хорошо, но тут просел грунт, – как-то совсем безответственно. Аномальное потепление в Сибири годами обсуждается экологами и аналитиками.

29 сентября 2019 г. нефтяной стратег Bloomberg Джулиан Ли писал, что фундаменты в регионах вечной мерзлоты России не могут выдерживать нагрузку, как в 1980-е гг., их несущая способность снизилась в 1980–2010 гг. на 20%. Авария наглядно показала, что глобальное потепление – не надуманная угроза, а мерзлота – не вечная, с чем придется считаться уже сегодня.

Остановить разлив могли бы технические меры безопасности. Территория, на которой находился резервуар, должна быть со специальной обваловкой, она бы предотвратила попадание топлива в водоемы, объясняет Книжников, но ее или не было, или она была в ненадлежащем состоянии. Катастрофа случилась не по вине глобального потепления – это, напоминает Книжников, вопрос ответственного отношения бизнеса к производственной и экологической безопасности.

Тяжесть экологической катастрофы могли бы уменьшить своевременные меры. Но они запоздали, говорит Яблоков, а почему – объяснения разные. Власти реагировали на ситуацию только два дня спустя, 31 мая, сообщил Владимиру Путину губернатор Александр Усс, а первоначально специалисты заверяли, что опасности загрязнения нет. Реальная картина происшествия стала известна после появления тревожащей информации в социальных сетях, заявил Усс. Министр чрезвычайных ситуаций Евгений Зиничев на совещании подтвердил, что МЧС узнало о произошедшем только 31 мая. Спасатели Морспасслужбы, высококлассные специалисты и оборудование по ликвидации нефтеразливов вылетели на место аварии в ночь с 31 мая на 1 июня, говорит Книжников. Безусловно, если бы "Норникель" раскрыл информацию ранее, возможно было бы раньше направить спасателей и результат был бы не таким трагическим, считает эколог.

Норильско-Таймырская энергетическая компания (принадлежит "Норникелю") уверяет, что информацию об аварии не скрывала и передавала в Минэнерго 29 мая, а краевой Следственный комитет передавал сообщения об аварии и разлитии дизельного топлива 30 мая. Кто прав – без Путина не выяснить, и президент поручил соответствующим органам установить истину.

Эффективного экологического контроля в России нет – и кто в случае чего своевременно и без утайки оповестит о катастрофе? Чиновники – люди зависимые и ждут команды сверху в ситуации, когда каждый час на вес золота, сетует Яблоков. Ущерб от разлива Greenpeace оценивает минимум в 10,2 млрд руб. – и это только для водных объектов (рекультивация).