
Пересмотр дела «приморских партизан» в Приморском краевом суде завершился вынесением приговоров участникам организованной преступной группы: Александр Ковтун и Владимир Илютиков получили по 25 лет колонии строгого режима, Алексей Никитин – 23,5 года лишения свободы, Максим Кириллов – 21,5 года в колонии строгого режима, Вадим Ковтун – восемь лет.
Все четверо кроме последнего признаны виновными в убийстве, сопряженном с бандитизмом (ч. 2 ст. 105 УК РФ), и разбойном нападении (ч. 4 ст. 162 УК РФ). Вадима Ковтуна осудили за пособничество в совершении этих преступлений.
.custom2 a
{
font-size:11px;
font-style: italic;
}
Адвокаты Алексея Никитина сразу заявили о намерении обжаловать приговор в Верховном суде России. Одна из его защитниц напомнила о позиции своего клиента, который продолжает утверждать, что никогда не входил в группу «приморских партизан». По ее словам, взятые у него в ходе следствия показания были получены незаконно.
.custom2 a
{
font-size:11px;
font-style: italic;
}
Прокуратура выразила удовлетворение приговором, отметив, что он совпал с запросом государственного обвинения «в части квалификации действий подсудимых», и было назначено наказание, близкое к максимальному по УК РФ. Тем не менее по сравнению с первым приговором по этому делу, вынесенным в 2014 году, сейчас суд увидел основания для снисхождения к обвиняемым, поэтому никто из них не получил пожизненное.
.custom2 a
{
font-size:11px;
font-style: italic;
}
Родственники жертв «приморских партизан» заявили, что довольны пересмотром приговора. «Я думала, они выйдут, а что их упрятали – это хорошо», – сказала мать одного из убитых. Сестра жертвы похвалила качественную работу прокуратуры, результатом которой стало то, что «все справедливо встанет на свои места».
Хроника дела «приморских партизан»:
-
«Приморские партизаны» («Банда приморских партизан», «Охотники на милиционеров», «Приморская банда») – неофициальное название преступной группировки, которая с февраля по июнь 2010 года совершила ряд тяжких преступлений на территории Приморского края, в том числе в отношении сотрудников правоохранительных органов.
-
Партизанами участников группы назвали журналисты, потому что подозреваемые скрывались в тайге. В операции по их поимке принимали участие более ста сотрудников различных силовых структур.
-
В середине июня 2010 года двое участников группы, включая ее неформального лидера Андрея Сухораду и дезертира Александра Сладких, покончили с собой, а остальные четверо были задержаны. В июле 2010 года их обвинили в убийствах, бандитизме, незаконном обороте и хищении оружия, кражах и разбоях.
-
Тогда же в соцсетях начала распространяться информация о том, что «партизаны» нападали исключительно на милиционеров, которые творили произвол и сами нарушали закон. Задержанные между тем жаловались на избиения в отделах МВД и издевательства в СИЗО.
-
«Подозреваемые – никакие не борцы за справедливость: на милиционеров они нападали, чтобы завладеть оружием, которое использовали при разбойных нападениях на простых граждан», – опровергла эти домыслы старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета прокуратуры (СКП) РФ по Приморскому краю Аврора Римская.
-
В заявлении СКП по делу банды говорилось, что в нее входили «люди, у которых отсутствует всякое представление о нравственности и не существует такое понятие, как Закон», поэтому «они совершают преступления не за идею, а просто для того, чтоб навлечь ужас на общество и почувствовать себя хозяевами жизней людей и при этом не упустить свой корыстный интерес».
-
Тем не менее в интернете продолжалась кампания в поддержку обвиняемых. В мае 2013 года в отношении их сторонников было заведено уголовное дело по ст. 282 УК РФ – о распространении «материалов, призывающих к осуществлению экстремистской и террористической деятельности».
-
Первый суд по делу «Приморских партизан» состоялся 4 февраля 2014 года: присяжные признали подсудимых виновными по абсолютному большинству вменяемых им преступлений и участниками банды (всех, кроме Ковтуна).
-
В конце апреля 2014 года суд, руководствуясь решением присяжных, вынес приговор: Александр Ковтун, Владимир Илютиков и Алексей Никитин получили пожизненное в колонии особого режима, Роман Савченко – 25 лет заключения, Максим Кириллов – 23 года, Вадим Ковтун – восемь лет и два месяца тюрьмы.
-
Защита «партизан» подала апелляцию, которая была рассмотрена 21 мая 2015 года Верховным судом РФ. Он смягчил приговоры: Александр Ковтун и Владимир Илютиков вместо пожизненного заключения получили 25 лет и 24 года колонии соответственно, Савченко – 24 года вместо 25, Кириллов – 19 вместо 23 лет. Алексею Никитину и Вадиму Ковтуну приговор отменили, выделив в отдельное производство и отправив на пересмотр дело об убийстве четырех жертв банды, сопряженное с нападением и хищением наркотиков и ценных вещей убитых.
-
Кириллов, Никитин и Вадим Ковтун не признали вину, а Илютиков и Александр Ковтун сослались на ст. 51 Конституции РФ, по которой «никто не обязан свидетельствовать против себя самого».
-
В апреле 2016 года присяжные вновь признали всех фигурантов виновными, но заслуживающими снисхождения.
-
В июле 2016 года присяжные решили, что вина Никитина и Вадима Ковтуна в убийстве и создании преступной группировки не доказана. Подсудимых освободили в зале суда, а прокуратура обжаловала решение.
-
В конце декабря 2016 года Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор. В феврале 2017 года начался пересмотр дела. Освобожденных Никитина и Ковтуна вновь взяли под стражу в январе 2018 года.