sunny
12°С Москва
BTC 63,968.57
19:52 24 мая 2022
Политика

Рискнёт ли Китай затеять войну из-за Тайваня: мнение военного эксперта

Военный эксперт Владимир Гундаров: другого пути вернуть Тайвань, кроме силового, у Китая нет

Мировые СМИ широко растиражировали заявление президента США Джо Байдена о том, что Америка готова защищать Тайвань от «китайской агрессии». Ничего нового глава Соединённых Штатов не сказал, но вновь привлёк внимание к напряжённости в отношениях между, как выражается CNN, «небольшим демократическим островом и соседней автократической сверхдержавой», которые разделяет пролив шириной всего 128 километров.

Телеканал цитирует американских политологов, которые убеждены, что отношения между Тайванем и КНР сейчас находятся на самом низком уровне за последние десятилетия — тогда как ещё менее десяти лет назад ситуация, казалось, шла на поправку: стороны начали развивать экономические, культурные и даже политические связи.

Эксперты считают, что полномасштабный военный конфликт маловероятен, но угроза «военной эскалации» в регионе всё равно существует. На глобальном уровне внимание к этой проблеме привлекла спецоперация, начатая российскими войсками на Украине: мировое сообщество задалось вопросом, на какую степень вмешательства готовы западные страны, если Китай вдруг попытается вернуть Тайвань.

Белый дом оперативно прокомментировал заявление Байдена, снизив накал страстей и пояснив, что речь ни в коем случае не шла о прогнозе реального конфликта и готовности Пентагона вмешаться в события. Однако, как отмечает СNN, ни одна другая страна мира не вовлечена в этот территориальный спор настолько глубоко, как США.

История противостояния: Пекин, Тайбэй, Вашингтон

Тайвань стал частью Китайской империи в XVII веке, а в 1895 году после Первой китайско-японской войны был передан Японии и оставался её колонией на протяжении полувека — до конца Второй мировой войны.

Но потом в ходе острого противостояния между Китайской национальной партией («Гоминьдан») и Коммунистической партией Китая (КПК) и последующей гражданской войны националисты потерпели поражение и бежали на Тайвань, переместив резиденцию своих лидеров из китайского Нанкина в тайваньский Тайбэй. Так на острове возникла Китайская республика (КР), а КПК создала на материке Китайскую народную республику (КНР) со столицей в Пекине.

Обе политические силы при этом провозглашали себя единственной законной властью «всей территории Китая». Лидер КР Чан Кай-ши в Тайбэе рассуждал о шансах однажды вернуться на материк и воцариться там, а на материке председатель Коммунистической партии Мао Цзэдун называл Тайвань «последней частью единого нового Китая» и «проблемой, которую рано или поздно нужно будет решить».

На фоне советско-китайского раскола, начавшегося в конце 1950-х годов, Вашингтон попытался воспользоваться возникшим преимуществом и наладить контакт с Пекином. После того как в 1971 году право представлять Китай в ООН перешло от Тайваня к КНР, «островитяне» фактически перестали претендовать на материковую часть и сосредоточились на развитии собственной экономики.

К 1979 году Штаты присоединились к списку стран, которые официально установили дипломатические отношения с Пекином. Вашингтон, несмотря на то что в период китайской гражданской войны помогал правительству Чанкайши, признал КПК единственным законным правительством Китая и даже позицию Пекина по поводу того, что Тайвань является «частью единого Китая», однако отвергает претензии КНР на суверенитет над островом.

При этом США в соответствии с принятым несколько десятков лет назад Законом об отношениях с Тайванем продолжают поддерживать островное государство на неофициальном уровне — главным образом через AIT (Американский институт на Тайване), который де-факто является посольством США на острове.

При этом большинство государств мира по-прежнему не признают его независимость, и это создаёт вокруг острова дипломатическую изоляцию. По данным на конец 2021 года Тайвань поддерживал дипломатические отношения с 15 странами.

Вашингтон снабжает Тайвань оборонительными вооружениями, но до сих пор придерживался политики «стратегической двусмысленности» — то есть не делал прямых заявлений по поводу того, как поведёт себя в случае, если Китай попытается вернуть контроль над островом силовым путём. При Байдене ситуация совершенно очевидно изменилась: после инаугурации он уже три раза заявлял, что США «готовы к военному вмешательству» при «китайском вторжении». Правда, в каждом из этих случаев пресс-служба Белого дома сразу же спешно опровергала его заявления.

Последнее заявление по поводу готовности США вмешаться в гипотетическое военное противостояние Пекина и Тайбэя прозвучало в символичный момент — перед визитом Байдена в Китай в рамках его первого азиатского турне в качестве американского президента. Задачей этой поездки, по заявлению Белого дома, является «объединение стран региона для противодействия растущему влиянию КНР».

В Пекине ожидаемо гневно отреагировали на слова Байдена, официально выразив по этому поводу «резкое недовольство и решительное отрицание», и предупредили об опасности «игры с огнём».

От сближения к напряжённости

Напряжённость и даже враждебность царили между Пекином и Тайбэем на протяжении многих десятилетий — с самого момента основания КНР. Периодически китайские военные обстреливали отдалённые острова, контролируемые Тайванем. Но в конце 1980-х годов накал страстей начал ослабевать: стали возможными частные визиты, непрямая торговля и даже инвестиции. Пиком «оттепели» стала историческая встреча лидеров Китайской национальной партии и КПК в Сингапуре в 2015 году.

Однако после 2016 года отношения между островом и материком начали стремительно портиться. На выборах президента Тайваня убедительную победу одержала Цай Инвэнь из Демократической прогрессивной партии (ДПП), традиционно выступавшей за независимость, — очевидно, на фоне опасений избирателей по поводу возможного сближения с Китаем.

В 2021 году министр обороны Тайваня официально заявил, что опасается «полномасштабного вторжения» китайских войск в 2025 году, и тем самым спровоцировал дискуссии о возможности полномасштабного военного конфликта. По его словам, угроза со стороны Китая «возрастает с каждым днём». При этом глава тайваньского силового ведомства фактически признал, что на острове работают американские военные инструкторы.

Возможен ли прямой конфликт?

В последние годы Китай значительно усилил свой военно-морской флот, быстрыми темпами обновил корабли, сделав ставку на крупные суда, и к 2030 году планирует иметь шесть авианосцев, чтобы иметь возможность полностью блокировать объединённые силы США, Великобритании и Австралии в регионе, напомнил Инфо24 военный эксперт Владимир Гундаров.

По его словам, Байден всего лишь «озвучил то, что ему говорят», но в целом «это вполне серьёзное заявление, к которому надо прислушиваться», поскольку Вашингтон таким образом подаёт сигнал Пекину, что «просто так они Тайвань Китаю не отдадут».

Кто в действительности сумеет реализовать свои намерения, сказать трудно, убеждён Гундаров: то ли Пекин и Вашингтон как-то договорятся, то ли Китай сумеет вернуть себе Тайвань. Сделать это каким-то иным путём, кроме силового, невозможно, считает эксперт.

Тайвань — очень самодостаточное государство, экономически развитое, оно ещё и опережало в развитии Китайскую Народную Республику. Это сейчас КНР развивается очень быстро за счёт того, что там много рабочих рук, и стала второй экономикой в мире, по-моему. Но экономически Китаю Тайвань сейчас никак не задушить. А военная операция по его возвращению чревата возникновением глобальной войны, поэтому, прежде чем на неё решаться, надо семь раз об этом подумать, — подытожил Гундаров.

Американские аналитики сходятся во мнении о том, что несмотря на воинственную риторику и «бряцание оружием» под видом учений, вряд ли Китай в обозримом будущем вторгнется на Тайвань. Источники CNN утверждают, что разведка США не располагает никакими данными о признаках подготовки военного наступления китайских войск. Такую же оценку, по сути, дал и Джо Байден. «Я ожидаю, что этого не случится. Китай не предпримет попытку захватить Тайвань», — заявил он журналистам.

Однако эксперт по китайской политике и автор информационного бюллетеня Sinocism Билл Бишоп предупреждает, что спецоперация российских войск на Украине может навести Китай на размышления в двух направлениях: с одной стороны, Пекин наверняка понял, что Запад не оставит Тайвань без помощи, включая оперативные поставки вооружения, а с другой — мог сделать вывод о том, что затягивать решение «островного вопроса» нельзя, поскольку Тайбэй планомерно наращивает силы и укрепляет свою обороноспособность.