«Это настоящий шок», — так в один голос комментируют российские артисты внезапную смерть известного певца, солиста легендарной группы «Ласковый май» Юрия Шатунова. Он скончался от сердечной недостаточности в результате обширного инфаркта миокарда буквально через пару дней после возвращения из гастрольного тура по России, не дожив несколько месяцев до 49-летия. Врачи сообщили, что у музыканта случился трансмуральный инфаркт — самый тяжелый, при котором поражаются практически все ткани сердца.
Судя по сообщениям СМИ, всё произошло так: 22 июня Шатунов отдыхал со своими друзьями на даче в Домодедовском районе Подмосковья.
Мы ужинали вместе, ели раков, пили пиво, как вдруг ему стало плохо, — рассказал журналистам пиар-директор Юрия Аркадий Кудряшов, который находился там же.
Ближе к полуночи Шатунов вдруг схватился за сердце и пожаловался на плохое самочувствие и боль. «Запекло в груди», − сказал он.
Поняв, что само по себе это не пройдёт, друзья позвонили в службу скорой помощи. Диспетчер, выяснив подробности, посоветовала им по возможности самим отвезти больного в ближайшее медицинское учреждение — так, мол, будет быстрее. Этим учреждением оказалась больница в находящемся поблизости населённом пункте Растуново.
Местные врачи осмотрели Шатунова, поставили ему диагноз (инфаркт миокарда) и оказали первую помощь. Он находился в сознании и рассказывал врачам о симптомах. Но уже было понятно, что сами они в этой ситуации больше сделать ничего не могут. Была вызвана скорая, которая повезла певца в сосудистый центр Домодедовской центральной районной больницы. Но до неё Юрий живым уже не доехал.
Главный врач Домодедовской ЦРБ Андрей Осипов потом рассказал, что пациент прибыл к ним в состоянии клинической смерти. Пятеро медиков около полутора часов пытались его реанимировать, но их усилия не дали результата. «Комсомолка» пишет, что смерть артиста констатировали буквально в первые минуты после полуночи.
По словам Осипова, на момент смерти Шатунова инфаркт у него был уже «несвежий» — примерно суточной давности. То есть, по выводам специалиста, музыкант примерно с вечера 21 июня «ходил в таком состоянии», у него развивался некроз тканей сердечной мышцы, и в какой-то момент закономерно наступило резкое ухудшение самочувствия — оно-то и было принято друзьями Юрия за «сердечный приступ».
Инфаркт был таков, что ничего сделать было нельзя, — утверждает главврач Домодедовской центральной райбольницы.
Осипов добавил, что у Шатунова в крупной коронарной артерии образовалась бляшка, которая, видимо, и стала причиной трагедии. В подобных случаях требуется экстренная операция по стентированию, пояснил кандидат медицинских наук Ярослав Ашихмин. По его словам, в противном случае сердечная мышца перестаёт получать кислород, и начинается обширный некроз тканей. «Сердце просто перестанет сокращаться или возникнет жизнеугрожающая аритмия», — добавил эксперт.
И он, и главврач Домодедовской ЦРБ Андрей Осипов подтвердили, что в возрасте Юрия Шатунова образование бляшки, сыгравшей роль тромба и перекрывшей доступ крови и кислорода к сердцу, с высокой долей вероятности было обусловлено образом жизни.

«Курил с шести лет, от лёгких вообще ничего не осталось»
Пиар-директор артиста Аркадий Кудряшов рассказал, что Шатунов практически никогда не говорил о каких-либо проблемах со здоровьем. Осипов в качестве возможных факторов, повлиявших на состояние здоровья артиста, назвал курение и напряжённый гастрольный график с повышенными эмоциональными нагрузками.
Два года назад, в 2020 году, умер другой участник «Ласкового мая» — Александр Прико. Основатель группы Андрей Разин, давая интервью по поводу его смерти, назвал причиной раннего ухода артиста курение с юного возраста. Тогда же СМИ писали, что этой вредной привычке — и тоже с подростковых лет — был подвержен и Шатунов.
Прико курил с девяти лет, а Юра Шатунов — с шести, и не перестаёт. Поэтому там от лёгких, я думаю, вообще ничего не осталось, — говорил тогда Разин журналистам.
Журнал StarHit намекает, что и сам создатель «Ласкового мая» мог быть причиной плохого самочувствия Юрия, поскольку они долгие годы судились из-за авторских прав на хиты. За два дня до смерти артиста, 20 июня, на НТВ вышел репортаж о его победе.
Шатунов, как говорилось в тексте телесюжета, выкроил в плотном концертном графике время, чтобы встретиться с адвокатом, которая представляла его интересы в этих многолетних тяжбах, стоивших звезде немалых нервов. Телеканал сообщил, что теперь, согласно решению суда, Юрий получает право исполнять знаменитые песни «Ласкового мая». Увы, этим правом Шатунов так и не успел воспользоваться.
Ещё одна версия — колоссальные нагрузки, которые выпадали на долю звезды в гастрольных турах. Последний концерт Шатунов дал как раз 20 июня, а в общей сложности за пару месяцев до смерти он выступал как минимум полтора десятка раз. Певец как раз закончил поездку по стране и собирался вернуться к семье — жене Светлане, 15-летнему сыну Дэннису и восьмилетней дочери Эстелле, с которыми уже давно жил в Германии. Близкие артиста, узнав о его смерти, выехали в Москву, где он и будет похоронен.

«Если честно — бухаю иногда!»
Некоторые СМИ, сообщая об уходе артиста из жизни, намекали на то, что причиной инфаркта у Шатунова могло стать чрезмерное употребление алкоголя. «Комсомолка» писала, что поначалу якобы распространялась информация о полном отсутствии следов спирта и наркотических веществ в крови знаменитости, а потом друзья Юрия рассказали о совместном распитии алкогольных напитков. Врач Домодедовской ЦРБ утверждал, что при поступлении к ним от Шатунова не пахло спиртным.
Сам Юрий около года назад, принимая участие в ток-шоу Андрея Малахова «Привет, Андрей!», признавался: «Если честно — бухаю иногда!» При этом было понятно, что певец скорее иронизирует. По словам Шатунова, ему нравится за ужином выпить вина или пива к белому мясу или рыбе.
Тем не менее в 2019 году в соцсетях распространялись слухи о том, что Юрий якобы употребляет куда больше спиртного, чем признаёт публично. Догадки об этом высказывали его давние поклонники, которые отметили, что во внешности артиста довольно быстро произошли изменения в худшую сторону. «Из-за алкоголя в 45 лет так выглядеть!... Спился чисто! Юра, много не бухай», высказывались шокированные фанаты звезды в комментариях к его фотографиям. Некоторые строили гипотезы о том, что Шатунов тяжело переживает закат своей популярности. И с этим трудно было поспорить — особенно если учесть, какой славы ему вместе с «Ласковым маем» удалось добиться когда-то.
Трудное детство
Юра Шатунов родился 6 сентября 1973 года в башкирском городе Кумертау в молодой семье: отцу было 23 года, а матери — всего 18, и поженились они как раз в тот же год. Мать записала мальчика на свою фамилию и отправила на воспитание к своим родителям в пригород. Через три года она развелась с отцом Юрия, забрала сына и переехала с ним в село Савельевка, где вновь вышла замуж. Её новый избранник испытывал серьёзные проблемы с алкоголем, из-за чего мальчик часто сбегал обратно к бабушке.
В 1980 году Шатунов пошёл в школу в соседнем селе, но четыре года спустя из-за болезни матери попал в интернат в Кумертау. Его мать — Вера Гавриловна Шатунова — умерла через два месяца, на следующий день после дня рождения сына. Причиной её смерти стала сердечная недостаточность, от которой 37 лет спустя скончается и Юрий.
Отец Шатунова им не интересовался, поэтому мальчика взяла на воспитание тётя. Из её дома Юра часто сбегал. Около года он периодически бродяжничал по Башкирии и Оренбургской области, а потом в Оренбурге на комиссии по делу об опекунстве привлёк внимание директора детдома посёлка Акбулак Валентины Тазекеновой.
Эта женщина уговорила комиссию отправить Шатунова в её детским дом. Год спустя, возглавив школу-интернат в Оренбурге, она забрала Юру с собой. Там он пошёл в кружок художественной самодеятельности под руководством Сергея Кузнецова — и началась звёздная история «Ласкового мая».
Кружок самодеятельности
Кузнецов, в отличие от многих руководителей подобных кружков, сам писал песни. Шатунов показался ему подходящим исполнителем для собственных сочинений. Начались репетиции, на которых Юра разучивал свои первые хиты — «Вечер холодной зимы» и «Метель в чужом городе». Вместе с ним в кружок ходили бас-гитарист Вячеслав Пономарёв и Сергей Серков, который управлял светомузыкой.
Следующие два года — с 1986-го по 1988-й — новообразованный коллектив царил на дискотеках и в самом интернате, и в оренбургском доме культуры «Орбита». В этот период родились все те самые песни, которые станут визитной карточкой «Ласкового мая», — «Белые розы», «Лето», «Седая ночь», «Ну что же ты», «Тающий снег» и другие. И в этот же период Сергея Кузнецова уволили из интерната, запретив видеться с Шатуновым.
Бывший руководитель кружка обосновался в Доме пионеров Промышленного района Оренбурга, где до этого проходили репетиции «Ласкового мая». Там он начал работу над вторым альбомом, но с Шатуновым успел записать всего одну песню — и тот по давней привычке пустился в бега. Так в коллективе появился новый участник — Константин Пахомов.
По версии Кузнецова, Пахомов сам к ним пришёл, послушав хиты в исполнении Шатунова. По другой версии — случайно забрёл в Дом пионеров, потому что у «самодельной» рок-группы, в которой он играл, сломалась аппаратура, а он хотел где-то репетировать.
Внезапная слава
В 1988 году Кузнецов отдал кассету с записями песен «Ласкового мая» в киоск на городском железнодорожном вокзале, и по стечению обстоятельств она попала в поезд. Там её услышал Андрей Разин — менеджер популярной группы «Мираж».
Сам он потом будет рассказывать, что сразу распознал грандиозный потенциал ребят, чьи голоса раздавались с любительской записи. И якобы, расспросив поездную бригаду о происхождении кассеты, сошёл на первой же станции и поехал в обратном направлении — зажигать звёзды.
Приехав в Оренбург, Разин надеялся встретиться с солистом неизвестного коллектива, но тот по иронии судьбы в очередной раз сбежал в неизвестном направлении. Поэтому в Москву с продюсером поехали Кузнецов и новый солист Костя Пахомов. Потом «выцепили» и Шатунова.
Так на Всесоюзном объединении СПМ «Рекорд» группа «Ласковый май» из кружка самодеятельности превратилась в модную поп-группу. Первое время коллектив репетировал на базе московского интерната, куда Юру перевели из Оренбурга.
Сольная карьера
Как и многие участники групп, Шатунов в определённый момент решил покинуть «Ласковый май» и заняться сольной карьерой. Он получил образование звукорежиссёра в Германии и некоторое время работал только в студии, не выступая на публике. Тогда же его продюсером стал Аркадий Кудряшов — бывший директор и администратор «Миража» и «Ласкового мая», крёстный отец певца.
В 1992 году Шатунов записал сольный альбом «Вот и кончился май», а потом получил от Аллы Пугачёвой приглашение на её знаменитые «Рождественские встречи». Там он впервые вышел на сцену как сольный исполнитель, спев композицию «Звёздная ночь».
Два года спустя Юрий подписал контракт с одной из крупнейших звукозаписывающих студий страны PolyGram Russia, которой руководил Борис Зосимов, и снял несколько клипов. Музыку и тексты песен к его очередному альбому писал тот самый Сергей Кузнецов, что создал «Ласковый май» из кружка самодеятельности в интернате.
В 1996 году Шатунов выпустил альбом ремиксов, а в 2001 году — диск «Вспомни май» с хитом «Забудь». После этого он по большей части за редкими исключениями эксплуатировал своё прежнее творчество.
В 2010-х музыкант пытался перезапустить свою карьеру — выпускал новые альбомы, обзавёлся собственным официальным сайтом и ездил в большой гастрольный тур. Кузнецов по-прежнему писал для него песни, одной из которых стала «Звезда» (2015). Шатунов получил премии «Песня года» и «Звуковая дорожка», в том числе за вклад в развитие отечественного шоу-бизнеса.
Авторские права и суды
С 2020 года о своих правах на «все выступления Шатунова» заявил первый продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин. Он ссылался на некий договор от 2013 года, в котором якобы говорилось, что Юрий не может выступать на сцене, даже давать пресс-конференции и интервью, участвовать в телепрограммах и вообще делать публичные заявления без его ведома.
Он не имеет права рта раскрыть без моего дозволения, — говорил тогда шоумен.
Начались судебные тяжбы, на которых Разин утверждал, что в 1992 году Сергей Кузнецов подписал с ним контракт, а через 14 лет они заключил сделку о передаче прав на все песни «Ласкового мая». Однако в ходе разбирательств выяснилось, что оригинал этого договора не видел ни один свидетель, а почерковедческая экспертиза определила подпись Кузнецова на копии как подделку. В результате 17 июня 2022 года права на исполнение хитов группы были присуждены Шатунову.