Самые одомашненные и озадаченные в мире: почему школьники в России учат много, а знают мало

Иллюстрация: Инфо24

Нужны ли домашние задания в школах? Точнее – нужны ли они в том объеме, который предлагает (точнее навязывает) обычная российская школа. В этом вопросе Инфо24 помогла разобраться кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы Людмила Кожурина.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA всесторонне оценивает не только результаты, но и условия их достижений. И вот факт: российские школьники тратят времени на выполнение домашних заданий больше всех учеников в мире. Притом задания с открытым ответом (на сообразительность и применение знаний в новой ситуации) их затрудняют больше, чем других.

Тест PISA проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) с 2000 года, раз в три года. В нем участвуют 15-летние школьники из более 70 стран мира, и Россия располагается по результатам где-то посередине.

Иллюстрация: Инфо24

Например, данные о состоянии естественнонаучной грамотности (2015) таковы: «Средний балл российских учащихся 15-летнего возраста по естественнонаучной грамотности составил 487 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 493 балла. Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Сингапура – 556 баллов. Высокие результаты также показали учащиеся четырех стран: Японии, Эстонии, Финляндии и Канады. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся Швеции, Чехии, Испании, Латвии, Люксембурга, Италии и Аргентины. Они статистически ниже результатов 27 стран. По сравнению с предыдущим циклом исследования (2012) средний балл российских учащихся практически не изменился». Похожие выводы – по математической и читательской грамотности.

Эти данные не новы, многократно прокомментированы специалистами, их выводы очевидны и повторяются с начала нулевых: в школе необходимо развивать живую мысль ученика, а не затверживать алгоритмы действий. Однако воз и ныне там.

Как рассказала Инфо24 Людмила Кожурина, точкой торможения, вероятно, является традиция давать объемные домашние задания:

"….Конец урока. «Запишите номера на дом» - обычно учитель помещает домашнее задание в правому углу доски сверху еще до начала урока. Оно там и останется, если учитель ведет классы в одной параллели.

Как правило, домашнее задание (ДЗ) не связано ни с какими личностными или насущными потребностями детей, конкретными задачами научения – оно просто должно быть.

  1. Ребенок, получивший ДЗ, в придачу получает тревожность: дома его ожидают обязанности перед школой, и сел ли он обедать, тыкает ли в телефон, играет ли, гуляет – но «надо делать уроки». Когда?

Вариант «сразу после школы» доступен суперответственным единицам, послушным дидактоцентричным детям, которым нравится выполнять внешние задания, находить смысл в преодолении: после 6 часов сидения за партой могут просидеть столько же за письменным столом– чтобы тебя похвалили, чтобы тобой гордились, и не дай бог ошибиться!

Иллюстрация: Инфо24

Более распространен вариант «потом». Чем дальше откладывает, тем хуже настроение, чем хуже настроение, тем больше отторжение и меньше шансов на осознанное выполнение работы. И либо ДЗ выполняется выборочно, либо кое-как, либо вовсе игнорируется.

…Не будем тратить научных слов, чтобы обсуждать проблемы взрослого перфекциониста или убежденного пофигиста. Скажем одно: оба хуже. Их сформировало, отточило ДЗ в правом углу доски, которое «просто должно быть».

  1. Родители. Они же тебя как учителя просто уничтожат, если дети приходят без ДЗ. Ведь тогда родители перестают чувствовать, что ребенок учится! И порой не знают, чем с ним заняться, как не уроками. Итак, родители, получившие ДЗ, берутся за учебники и, чертыхаясь и проклиная современное образование, сначала тратят время, чтобы вникнуть в суть задания, потом – чтобы выполнить его в своей голове, далее – наставить чадо на правильное выполнение, потом проверить. И если ДЗ задали по пяти предметам, домашняя школа может длиться до 22-00, после чего ребенок, всё сосчитавший и проверивший, написавший и переписавший, прочитавший и пересказавший (не по разу), закрасивший, подчеркнувший, приклеивший, выучивший наизусть и, наконец, ни разу не сбившийся, падает в постель замертво.

…Скорее всего, ребенок со временем взбунтуется, потому что почует опасность: делегирование своей жизни другому, даже любящей маме, делает человека уязвимым и беспомощным вне круга своих представителей. Не такое уж безобидное дело – ежедневные уроки с ребенком, ДЗ, которое «просто должно быть».

  1. Учитель, давший ДЗ в описанных условиях, дома на скорую руку проверяет тетради. Завтрашний урок – не бином Ньютона. Он начнется с проверки ДЗ! Сначала по факту наличия (обход по классу), потом по содержанию (комментарий по цепочке), далее опрос выученных определений и правил. Поверьте – время проходит быстро, урок выглядит хорошо: дети отвечают, зачитывают, объясняют, выходят к доске. Да, неготовые чувствуют себя неважно, и это следует подчеркнуть перед классом. Именно после инвективы в адрес нерадивых объяснение нового идет как по маслу. Так что ДЗ – краеугольный камень урокостроительства. Оно «просто должно быть»!
Иллюстрация: Инфо24

…Очевидно, чем учителю легче, тем ученику труднее. Иной учитель до того доходит, что второклассникам задает на дом выучить определения подлежащего и сказуемого, даже не начав тему на уроке! Мол, это теперь новое в педагогике – «перевернутый класс» называется. То есть вообще не рассказывать и не показывать, а только задавать и контролировать. Из всех качеств учителя важнейшим становится «ух, какая она злая»!

Уж сколько раз твердили миру, что учить и учиться надо на уроке. Что ДЗ не может быть одинаковым и обязательным для всех. Что оно не может занимать более полутора часов (есть даже соответствующая запись в министерских рекомендациях. А об обязательном ДЗ нет нормы закона, нигде не написано, что оно «просто должно быть».

Увы, нет. Школу тащат домой, садятся с ней ужинать, она определяет настроение в семье, из-за нее ребенок может лишиться самого необходимого – родительской любви и прогулок на свежем воздухе.

Поймем же: регулярные большие ДЗ - это про послушание и вину одновременно, про зависимость и безответственность в равных долях – про рабство, которое все еще мило нашему обществу.

Отгадайте, что покажет нам аналитика по новой PISA-2018?"

Текст: Людмила Кожурина