«Мертвецы из трясины». Откуда в европейских болотах тысячи зверски убитых людей

Иллюстрация: Инфо24

В торфяных болотах по всей Северной Европе – от Ирландии до Польши – который год находят мертвецов, так называемых «болотных людей». Все они были зверски убиты тысячи лет назад, но выглядят так, будто скончались на днях. Какие страшные тайны прошлого скрывают в себе болота, ставшие последним пристанищем для тысяч мертвецов?

Однажды весной 1950 года братья Вигго и Эмиль Хейгаард из маленькой деревушки Толлунд в Дании, добывая торф в местном болоте, раскопали мертвеца. Казалось, мужчина скончался недавно – на лице были видны мелкие морщины, щетина и даже ресницы на глазах, а вокруг шеи — затянут тонкий кожаный шнурок. Братья, напуганные страшной находкой, вызвали полицию из соседнего города Силкеборг. Но разгадать загадку этого мертвеца оказалось не под силу полицейским.

Знаменитый датский археолог Питер Глоб из Орхусского университета организовал раскопки – извлек пласт торфа вместе с телом и отправил его в музей Силкеборга в большом деревянном ящике. Результаты криминалистической экспертизы повергли всех в шок — содержимое желудка мертвеца показало, что он жил в эпоху доримского железного века (III век до н.э.).

Позже это подтвердил и радиоуглеродный анализ, с помощью которого узнают возраст археологических находок. Более двух тысяч лет мужчина, ныне известный как «человек из Толлунда», провел на дне болота. Тем временем наверху вершилась история человечества.

Начиная с XVIII века при добыче торфа в европейских болотах были найдены сотни мертвецов. Самый древний из них датируется 8000 годом до н. э. Многие из «болотных людей», как и «человек из Толлунда», прекрасно сохранились до наших дней: время почти не тронуло их кожу, ногти, волосы, внутренние органы, содержимое желудка и даже одежду.

Сперва казалось, что у мертвецов нет ничего общего – среди них были мужчины и женщины, взрослые и дети, короли и простолюдины. Позже выяснилось, что все они были зверски убиты и не случайно нашли последнее пристанище в трясине.

Почему же тела болотных людей дошли до наших дней в целости и сохранности? Всему виной – торфяные болота. В торфяном мхе – сфагнуме – содержится вещество сфагнол, которое вступает в реакцию с ферментами гнилостных бактерий и не дает телам разлагаться. Благодаря этому же сфагнолу из костей вымывается кальций, и они становятся гибкими как резина, а иногда — полностью растворяются.

Торфяной мох также содержит гуминовую кислоту, благодаря которой кожа приобретает бронзовый цвет. Вот почему «болотные люди» выглядят будто големы, грубо слепленные из кожи и грязи.

Над загадкой мумий из трясины долгие года бились поколения ученых и писателей. Им посвящены труды знаменитого психолога Карла Юнга и ирландского поэта Шеймуса Хини. В I веке н. э. римский историк Корнелий Тацит изложил одну из самых ранних версий того, как мертвецы попали в свои болотные могилы. В своем этнографическом труде «Германия» он утверждал, что германские племена топили в болотах «трусов, оплошавших в бою» и прелюбодеев.

С тех пор многие ученые оспаривали предположение Тацита. Но поздние археологические находки, включая человека из Толлунда, подтверждают: болотные люди не случайно оказались в торфяниках.

В своей книге «Болотные люди» датский археолог Петер Глоб предполагает, что древние люди стали жертвами ритуальных убийств в честь богини плодородия. По его предположению, в железном веке болота считали вратами в духовный мир. В них погружали дары, предназначенные богам: украшения, доспехи, оружие и даже масло в деревянных маслобойках, дошедшее в целости и сохранности до наших дней.

И хотя в торфяных болотах Европы было обнаружено более тысячи древних трупов, ученые тщательно изучили лишь несколько сотен. Нам остается только догадываться, какие страшные тайны прошлого скрывают болота, где нашли свое последнее пристанище тысячи мертвецов.

Повешенный из Толлунда (375-210 год до н.э.)

Человек из Толлунда / wikimedia

Впервые увидев  человека из Толлунда», археолог Петер Глоб подумал, что мужчина умер во сне – его глаза были закрыты, а на губах будто играла легкая улыбка. Однако 40-летний мужчина умер не своей смертью – его повесили. На шее мертвеца была затянула кожаная петля, а рентгеновский снимок показал, что у мужчины раздут язык.

Глоб и другие ученые считают, что 40-летний датчанин был ценным жертвоприношением. Об этом свидетельствует то, как аккуратно убийцы уложили мужчину в болото — он был найден лежащим на боку в позе эмбриона. Возможно, такой жертвой богов просили о щедром урожае или благодарили за торф, которым топили дома в древности.

В те времена мертвецов было принято сжигать, поэтому ученые предполагают, что у «человека из Толлунда» было особое предназначение. Возможно, он должен был передать в потусторонний мир какое-то послание или стать слугой богов.

Король из Олд Крогана (350-175 до н. э.)

Человек из Олд Крогана / wikimedia

В 2003 году рабочие, расчищавшие болота неподалеку от древних поселений кельтов, нашли в ковше экскаватора останки мужчины. Хотя от «человека из Олд Крогана» осталось только туловище – остальные части тела, судя по всему, были уничтожены экскаватором — археологам-криминалистам удалось по длине руки вычислить рост человека. Он был крепким мужчиной ростом под два метра.

Как предполагают ученые, «человек из Олд Крогана» был из знатного рода. Впрочем это не спасло его от жестокого убийства. Сначала 20-летнего мужчину закололи кинжалом, затем выпотрошили и обезглавили. Судя по ране на левом предплечье, он яростно сопротивлялся. Однако силы были неравны. Мужчину скрутили, пронзили ему предплечья и продели сквозь раны гибкие побеги орешника, которыми стянули его руки.

Эксперт по ирландским «болотным людям» Имон Келли считает, что «человек из Олд Крогана» был королем, претендентом на трон или королевским заложником, которого принесли в жертву богине плодородия. О высоком социальном статусе мертвеца говорят ухоженные ногти, непривычные к работе руки и последняя трапеза, состоявшая из злаков и кислого молока.

Кроме того у «Олд Крогана» были отрезаны соски, что также свидетельствуют о высоком положении в обществе. По словам Келли, в Средневековье был обычай в знак покорности целовать или сосать соски правителя. А когда короля свергали с престола, первым делом ему вырезали соски. Другие эксперты утверждают, что эти повреждения могли появиться за долгие годы, которые мертвец пролежал в болоте.

Согласно ирландской мифологии, кельты проводили ритуальные убийства королей — их считали проводниками между потусторонним и земным миром. После жертвоприношения останки короля скидывали в болота на границах кельтских королевств, а рядом оставляли дары — горшки, оружие и золотые воротники, которые символизировали власть. По словам Келли, с помощью кровавого ритуала кельты отмечали перед богами границы королевства.

Ритуальное убийство в Гроболла (290 до н. э.–310 н.э.)

Человек из Гроболла / wikimedia

Рабочие наткнулись на тело «человека из Гроболла» в 1952 году, когда добывали торф в датском болоте. Мужчина будто бы сидел в торфянике и медитировал. Впрочем, по умиротворенному лицу «человека из Гроболлы» и не скажешь, насколько страшной была его смерть. Ученые считают, что его казнили — поставили на колени, откинули голову назад и перерезали горло от уха до уха.

В отличие от «Олд Крогана», «Гроболла» был не из знатного рода: в желудке 25-летнего мужчины нашли остатки пищи бедных — грубо измельченной зерновой каши. Недавние исследования костей мертвеца также показали, что у него была задержка роста (были обнаружены линии Харриса – признак повышенной плотности костной ткани). Возможно в детстве он испытывал сильный стресс и недоедал.

Археологи до сих пор не сошлись во мнении, при каких обстоятельствах погиб мужчина. В его желудке были найдены следы галлюциногенного гриба спорыньи — в наши дни из него синтезируют наркотик ЛСД. По мнению некоторых ученых, это, наряду со страшными ранами, свидетельствует о ритуальном убийстве. Другие настроены скептически — по их мнению, найденной в желудке спорыньи недостаточно, чтобы вызвать галлюцинации.

Мальчик из Кайхаузена (500-100 до н. э.)

В 1922 году рабочие, добывавшие торф неподалеку от Кайхаузена, нашли на немецком болоте останки восьмилетнего мальчика. Тело было завернуто в шерстяной плед и плащ из телячьей кожи. Рабочие погрузили мертвеца на тачку и отвезли в местный музей естественной истории.

«Мальчик из Кайхаузена» — один из немногих детей, найденных в торфяных болотах — умер от нескольких ударов кинжалом в шею. Ребенок пытался закрыться рукой, о чем свидетельствуют порезы на кистях. Убийцы связали мальчику руки за спиной и завернули его в плащ из телячьей кожи.

Рентген показал, что «мальчик из Кайхаузена» с трудом ходил без посторонней помощи — у него была сломана шейка бедра. Также у него была задержка роста из-за недоедания или болезни.

В своей книге «Погребенная душа» британский антрополог Тимоти Тейлор предполагает, что мальчик из Кайхаузена был предсказателем будущего. В железном веке считалось, что калеки обладают сверхъестественными способностями, и едва ли они могли справиться с другой работой. Однако в те времена царили суровые нравы. Вполне возможно, что ребенок поплатился своей жизнью за несбывшееся предсказание.

Девочка из Иде (54 г. до н. э.–128 н. э.)

Девочка из Иде / wikimedia

Голландские рабочие, обнаружившие девочку из Иде в 1897 году, страшно испугались ее огненно-рыжих волос. Мужчины были уверены: им явился сам дьявол. Они сбежали с болота и с тех пор никогда туда не возвращались. На самом деле девочка из Иде была блондинкой, и не было ничего сверхъестественного в ее огненно-рыжих волосах — их окрасило вещество танин, содержащееся в болотной воде.

Спустя время археологи узнали из местной газеты о страшной находке и отправились на раскопки. Эксперты музея Дрентс, где хранятся останки, выяснили, что 16-летнюю девушку задушили сплетенным из шерсти шнурком, а затем ударили ножом в левую ключицу.

Ученые до сих пор спорят о том, что стало причиной ее гибели. Как и мальчика из Кайхаузена, девочку из Иде могли убить из-за уродств — томография показала, что девушка была хромой, косолапила на правую ногу, а ее позвоночник был сильно искривлен.

Но есть и другая версия. Незадолго до смерти девушка лишилась половины волос на голове — так в Cредневековье наказывали за неверность. Вполне возможно, что девочку из Иде казнили за измену мужу.