USD

75.59

·

EUR

84.95

·

BTC

54,615.50

25 окт. 2021 / 19:38 Экономика Генри Достоевский

В «Комитете по защите прав автовладельцев» осудили идею повысить тариф на платные дороги

Автоэксперт Холодов объяснил Минтрансу, как получить прибыль с платных дорог без повышения тарифов

h-mat-img

Минтранс России разработал законопроект об увеличении тарифов за проезд машин по платным дорогам. В частности, ведомство предлагает поднять тариф с 3,65 до восьми рублей за километр по новым дорогам, а по уже действующим — до пяти рублей. Автоэксперт, вице-председатель межрегиональной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов в беседе с Инфо24 раскритиковал инициативу министерства. По его мнению, тарифы стоит поднимать только на тех дорогах, где это экономически целесообразно (например, на перегруженных). Кроме того, уточнил специалист, следует не поднимать цену, а, к примеру, предоставить возможность водителям вкладывать деньги в улучшение дорог и получать за это скидки на проезд.

Понятно, что кто-то будет пользоваться платными дорогами даже по 100 рублей за километр. Но лучше не повышать тарифы, чтобы не терять число автомобилистов и зарабатывать за счёт количества [машин на трассах], а не цены. Сейчас девять из 10 водителей готовы ехать по платным дорогам, потому что это не очень дорого, а получается быстрее и комфортнее. А если в два раза повысить цену, то не девять из 10-и поедут, а двое. Остальные подумают — я за такие бабки лучше подольше поеду. К тому же в реальных деньгах они [власти] только потеряют, потому что машин станет меньше, — уверен Холодов.

Он пояснил, что цель властей понятна — получить прибыль и при этом содержать дороги в порядке, иметь средства на их уборку, зарплату сотрудникам и так далее. Но если Минтранс добьётся того, что цена возрастёт, продолжил эксперт, то в итоге власти могут только потерять прибыль, потому что траты останутся те же, но количество машин, приносящих доход, уменьшится. По его мнению, инициатива может привести к тому, что ведомство перейдёт ту самую психологическую черту, после которой водители могут начать отказываться от поездок по платным дорогам.

Как автомобилист я всегда за снижение цены. Здесь, мне кажется, из серии — а давайте нам автомобилисты будут платить вот столько. А давайте. То есть это необоснованно экономический рост тарифов. А когда они поймут, что прибыль уменьшилась, то могут сказать — а давайте ещё повысим, — представил позицию профильных ведомств Холодов.

Тариф должен быть завязан на конкретных показателях, например, на загруженности дороги. На мой взгляд, повышение цены может быть обоснованно, когда на дороге постоянно возникают пробки, причём не связанные с дорожными работами или ДТП. Т.е. реально дорога перегружена, — добавил он.

Специалист также напомнил, что федеральные власти должны сосредоточиться на том, чтобы привлечь бизнес к тому, чтобы следить за платными дорогами. Он привёл несколько вариантов, когда сотрудничество предпринимателей с профильными ведомствами может быть взаимовыгодным.

Первый вариант: после определённого количества лет дорога переходит под контроль государства, но перед тем, как это произойдёт, предприниматели должны привести её в состояние, соответствующее ГОСТу. Второй вариант: жорогу отдают после того, как бизнес заработал на ней определённую сумму.

Третий вариант — платную дорогу отдают после того, как по ней проедет определённое количество машин. Четвёртый: когда государство выкупает эту дорогу через определённое количество лет или прибыли. Также Холодов призвал власти обратить внимание на то, что законодательство не позволяет автовладельцам легко стать инвесторами в те проекты, которые связаны с улучшением платных дорог.

Например, в Петербурге разные куски трассы построены на разных условиях. Где-то софинансирование больше, где-то меньше. Нужно чётко определить правила игры перехода платных дорог в госсобственность. Считаю, что как и во всём мире, они должны переходить в госсобственность. Тем самым будут защищены права инвесторов и бизнес тогда будет более охотно вкладываться, включая иностранные деньги, — указал он.

Вот я хочу вложить свою тыс. рублей в эти дороги, как это сделать? Может, стоит предоставить мне возможность купить акции и тогда я буду получать прибыль. Или мне, как акционеру, будет скидка при проезде по этим дорогам. Грубо говоря: я вложил 50 тыс. рублей и получил скидку в 50% как акционер и получаю прибыль с эксплуатации дороги. И не нужно искать крупных инвесторов, обычные автомобилисты их заменят, — резюмировал автоэксперт.

В Минтрансе ранее заявили, что повышение тарифов позволит реализовать сложные проекты и обеспечить возврат внебюджетных средств, привлеченных для строительства дорог. При этом министерство планирует поднять плату за проезд по мостам и путепроводам с 21 до 29 рублей за км. Авторы проекта отмечают, что действующий в России тариф на 35% ниже, чем в Европе.

В июле 2018 года первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Александр Щипков выступил за отмену в России платных дорог. По его мнению, дорога в России — это «сакральное понятие», которая даёт человеку «ощущение свободы и ощущение обладания пространством».

Он уточнил, что ранее предлагал отменить роуминг в России, и 10 июля этот законопроект прошёл первое чтение в Госдуме. Щипков выразил уверенность, что вскоре платные дороги, как и роуминг, отменят.



Yandex Zen

Ещё больше интересного на нашем канале в Яндекс.Дзен





МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ