sunny
20°С Москва
BTC 101,431.78
21:32 20 июня 2025
Общество

В российских школах предложили отменить домашние задания: что известно

Педагог Ворсина призвала не отменять домашние задания в российских школах

В российских школах предложили отменить домашние задания: что известно Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2025 года прозвучала идея отменить домашние задания в школах в связи с активным использованием нейросетей и искусственного интеллекта. Предложение вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов.

В частности, Евгения Ворсина, преподаватель истории, обществознания и права в Московском президентском кадетском училище имени Шолохова войск Национальной гвардии, поделилась своим мнением по этому поводу в беседе с 360.ru.

Она отметила, что для учеников, стремящихся успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз, использование ИИ — естественный способ расширить свои знания. В домашних условиях школьники скорее всего будут заниматься закреплением материала, полученного в школе, а не просто выполнять задания.

«Это зависит от многих факторов — от ребенка и педагога. Если ученик не хочет делать домашнее задание, он и так его не сделает. А заинтересованный ученик всё равно выполнит его, даже если отменят. Учитель всегда будет рекомендовать закреплять знания и развивать навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов», — подчеркнула Ворсина.

Она также выразила мнение, что отмена домашних заданий вряд ли существенно повлияет на уровень образования. По её словам, если ученики используют ИИ для выполнения заданий, то их ценность сводится к нулю. Преподаватель добавила, что учителя легко могут определить, писал ли ученик самостоятельно или использовал интернет или нейросети — особенно это касается гуманитарных предметов.

«Я понимаю, как он формулирует мысли. Всё зависит от творчества и умения педагога помочь ученику понять важность собственных знаний для экзамена», — отметила Ворсина.

Она также рассказала, что давно уже не задаёт домашние задания в привычном понимании: вместо этого рекомендует «выучить материал», а в классе проверяет усвоение темы. По её мнению, шпаргалки существовали всегда и будут существовать — вопрос лишь в том, использовать их или нет. Кардинальных решений запретами добиться невозможно, резюмировала педагог.

Напомним, в конце 2024 года депутат Госдумы Татьяна Буцкая, первый заместитель председателя комитета по защите семьи, высказала серьёзные опасения по поводу продолжительности школьного дня современных детей. По её мнению, нынешняя система образования создаёт серьёзные препятствия для гармоничного развития подрастающего поколения.

«Современные школьники буквально заперты в учебных классах, — отмечала парламентарий. — С одной стороны, родители спокойны, что дети находятся под присмотром педагогов. Но с другой — такой график лишает ребёнка возможности заниматься спортом, творчеством и другими важными для развития видами деятельности».

Особую тревогу у эксперта вызывает организация учебного процесса. Буцкая критикует распространённую практику длинных 20-минутных перемен, которые лишь растягивают время пребывания в школе без реальной пользы для детей. Не менее острой проблемой она считает и объёмы домашних заданий.

«Совершенно не учитывается, что все дети разные, — подчёркивала депутат. — Учителя часто исходят из того, что задание можно сделать за 10-15 минут, но на практике это оказывается не так. А когда таких заданий набирается по нескольку на каждый день, ребёнок просто не успевает жить полноценной жизнью».

По словам Буцкой, существующие нормативы, предполагающие выполнение домашней работы по каждому предмету за 20 минут, давно не соответствуют реальности. Такая система, по её мнению, требует срочного пересмотра, чтобы дать детям возможность не только учиться, но и развиваться физически, творчески, социально.