В России за два дня ушли в отставку двое губернаторов. Свои посты покинули глава Самарской области Дмитрий Азаров и губернатор ХМАО Наталья Комарова. Что говорят об их увольнении и возможных новых отставках — в материале Инфо24.
Кадровые перемены в результате президентских выборов шли по шаблону: сперва — в высшем, федеральном правительстве, затем — в регионах. Об этом Инфо24 рассказал президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
По его словам, руководители регионов стали покидать свои посты по трём основным причинам. Во-первых, отставка грозит тем губернаторам, у которых очень низкие оценки в рейтингах. Во-вторых, уходят из своих должностей руководители регионов, где население испытывает высокую усталость от них самих. В-третьих, причиной отставки могут стать серьёзные атаки со стороны различных федеральных промышленных групп.
«Арест заместителей губернатора прошел. Уже тогда многие считали, что по Азарову накопали настолько, что он может в ближайшее время уйти в отставку. Ну вот, в итоге эта отставка состоялась», — напомнил Гращенков, анализируя уход самарского лидера.
По словам политолога, в случае с бывшей главой ХМАО, Натальей Комаровой, сработали первые два фактора: она пробыла у власти 14 лет, вызвав усталость среди населения. Кроме того, она имела низкие оценки в рейтингах.
Гращенков пояснил, что вероятно, из-за предстоящих выборов в следующем году, было решено отправить Комарову в отставку досрочно.
Отставку главы Самарской области Дмитрия Азарова он объяснил тем, что против него активно работали силовые структуры.
Политолог считает, что многие ожидали отставки Азарова после ареста его заместителей.
Также Гращенков сообщил, кого ещё может коснуться волна отставок. По его мнению посты могут потерять глава Башкирии Радий Хабиров, руководитель Ингушетии Махмуд-Али Калиматов и губернатора Оренбургской области Дениса Паслера. Последнего может «смыть» с должности политическими последствиями паводков в регионе.
«Про него тоже ходили слухи и предположения, что он может быть отправлен в отставку», — отметил Гращенков.
Причин, которые могут лишить губернаторов работы, политолог назвал три: низкие рейтинги, высокая усталость населения и давление определённых сил на федеральном уровне.
Политолог Максим Жаров считает, что состоявшиеся отставки вызваны желанием «пристроить высвободившихся после ротаций в АП и в правительстве статусных персонажей».
«Между тем, подобное выковыривание кадров встречает законное возмущение региональных контр-элит. Так что аккуратность в управлении регионами из центра сейчас должна быть резко усилена», — пишет эксперт.
Жаров отметил, что теперь это задача Алексея Дюмина, который перешёл на должность секретаря Госсовета с поста губернатора Тульской области.
«Ожидаемой» назвал отставку губернатора Азарова политконсультант Ярослав Игнатовский. Он отметил, что в течение последнего времени глава региона регулярно терял управленцев, которые становились фигурантами уголовных дел. На это наложились сложности с управляемостью в регионе и проволочки с формированием правительства области. В итоге лишился поста и Азаров.
«Не малую роль в этом сыграл Александр Хинштейн, который знал и знает о самарских чиновниках явно больше них самих. Его удары по команде губернатора и по нему самому сыграли свою роль — это список того, в чём Хинштейн обвинял Азарова. Позиции Хинштейна усилятся, это точно, а Азаров будет переведён на другую работу. Какую — перспектива туманная. Его могут позвать на должности в самарских компаниях, но вряд ли это его устроит. Хотя решать, видимо, не ему», — написал Игнатовский для BRIEF.
Политолог Дмитрий Еловский отметил прецедент, который представляет собой отставка самарского губернатора.
«Раньше губернаторы в первый год после выборов уходили либо на повышение, либо в тюрьму. В данном случае причина вроде бы всем очевидна: зашедшие в тупик конфликты с региональными и федеральными элитами (фронтменом одной из них выступал Александр Хинштейн), которые команда губернатора не смогла, или не захотела купировать», — заявил эксперт.
Он отметил, что нынешних реалиях электоральный рейтинг имеет мало значения как управляемая центром величина. Учитывается в первую очередь способность выстраивать отношения с региональными элитными группами, с силовиками, с федеральной элитой.
«Если здесь все хорошо, то электоральный результат хоть в 70, хоть в 80 процентов система обеспечит», — считает Еловский.