Аналитик рассказал, что стоит за модным движением «ответственного потребления»

Грета Тунберг, автор фото: Anders Hellberg. Источник: wikimedia.org

Производители недорогой одежды столкнулись с кампанией по пристыжению потребительства: она набирает оборот на Западе с подачи экоактивистки Греты Тунберг. Цель кампании за ответственное потребление — перераспределение рынка одежды, заявил эксперт Инфо24.

Компания H&M и другие сети, предлагающие покупателям недорогую одежду, оказались под угрозой из-за популяризации движения за сокращение потребления. Главным лицом движения стала шведская экоактивистка Грета Тунберг. По оценке ООН, на производство текстиля приходятся выбросы 10% парниковых газов. Основную вину активисты возлагают на массовые бюджетные бренды, такие как H&M и Zara, так как они сформировали у потребителей привычку к частой покупке недорогой одежды (fast fashion).

"Мораторий на потребление" крайне негативно скажется на экономике, заявил исполнительный директор H&M Карл-Йохан Перссон. Он выразил тревогу, что сторонники Тунберг, которые изначально призывали только к отказу от авиаперелетов, обращают свое внимание и на другие отрасли экономики.

По словам Перссона, отказ от производства и покупки новых вещей приведет к "ужасным социальным последствиям": компании перестанут создавать новые рабочие места, уменьшат отчисления на социальные нужды, в том числе здравоохранение. Как итог, кампания против потребления остановит мировую борьбу с бедностью, а в развитых странах будут сведены на нет все преимущества экономического роста.

По словам аналитика компании «Финам» Алексея Коренева, за идеей ответственного потребления стоят крупные корпорации, которые намерены перераспределить доли рынка. «Начнем с того, что Грета Тунберг — это проект. Цели этого проекта до конца не ясны, однако можно определенно сказать, что эта девочка не случайно появилась в ООН. Ее выступление означает, что кто-то очень хочет поделить доли рынка», — сказал он Инфо24.

В качестве примера экономист привел так называемое дело Volkswagen или «Дизельгейт» — скандал, вызванный информацией о занижении немецким производителем автомобилей показателей выбросов вредных газов в атмосферу. Инцидент стал причиной ухода в отставку председателя автоконцерна Мартина Винтеркорна, а также существенного падения акций компании. Кроме того, по словам Коренева, «Дизельгейт» повлиял не только на Volkswagen Group, но и на всю мировую автомобильную индустрию. Так, после этого скандала большинство мировых автопроизводителей отказались от производства дизельных легковых автомобилей в пользу бензиновых.

«И это лишь один пример. Такие кампании проходят регулярно: нам предлагают то отказаться от полиэтиленовых пакетов, то от изделий из дерева, то от мяса. Организаторы таких акций всегда грамотно выбирают цель и используют в аргументации своей позиции здравое зерно. Ведь на самом деле мы неразумно потребляем, в том числе одежду. К примеру, на Западе даже есть блошиные рынки, на которых люди просто так отдают свои вещи нуждающимся. Многие из этих вещей они ни разу не надевали», — отметил эксперт.

На вопрос, кто стоит за подобными инициативами, Коренев заявил, что сейчас об этом говорить преждевременно. «Это может быть новый игрок, или конгломерат старых игроков. Но цель этой акции одна — вытеснение с рынка производителей дешевой одежды. Кто займет пустующую нишу, тот, скорее всего, и был автором этой кампании», — резюмировал экономист.