Аналитики предупредили о новом кибермошенничестве с участием подростков

Иллюстрация: Инфо24

В России растет число мошеннических атак на подростков через социальные сети. Злоумышленники завязывают виртуальную «дружбу» с молодыми людьми, чтобы похищать деньги с банковских карт их родителей.

Жертвами мошенников становятся подростки, которым родители оформляют банковские карты, привязанные к собственным счетам, или подключают услугу автопополнения мобильного баланса. С такой ситуацией столкнулся сотрудник одного из российских банков: его 14-летний сын использует банковскую карту, привязанную к счету отца, и услугу автоплатежа МТС, благодаря которой мошенники смогли похитить со счета 1,5 тысяч рублей.

Банковские аналитики описали схему мошенничества. У подростка в социальных сетях появляется новый знакомый, который представляется его ровесником. Установив доверительные отношения с жертвой, мошенник рассказывает, что хочет зарегистрироваться на развлекательном ресурсе, но его телефон сломался. В связи с этим он просит приятеля о мелкой услуге: назвать номер телефона и SMS-код, который ему придет.

С помощью кода злоумышленник регистрирует полученный номер в сервисе мобильных денежных переводов. В личном кабинете он переводит все средства, находящиеся на балансе, на свой номер.

Если к номеру подключена услуга автоплатежа, баланс жертвы начинает пополняться со счета банковской карты. В этом случае мошенник может выводить деньги снова и снова, пока подросток или его родители не отключат автоматическое пополнение.

Это происходит не сразу: транзакции на сравнительно небольшие суммы, которые проходят в банк-клиенте в качестве оплаты мобильной связи или услуг интернета, могут оставаться незамеченными, пока общая сумма похищенных средств не достигнет нескольких тысяч рублей.

Мошенники быстро обналичивают деньги, которые проходят через мобильный баланс жертвы, поэтому вернуть украденные средства зачастую невозможно: когда обман обнаруживается, денег уже нет ни у банка, ни у мобильного оператора. Ответственность для этих организаций в подобных случаях договорами не предусмотрена — вся ответственность ложиться на клиента, который передал ребенку средства управления балансом.

В новой афере активно задействуются методы социальной инженерии. Целевая аудитория — подростки 14-17 лет, у которых есть и банковские карты, и смартфоны с относительно дорогими тарифами. Молодые люди в этом возрасте, особенно юноши, охотно идут на контакт и часто выполняют просьбу виртуального знакомого, отмечают аналитики.

Новости партнеров