В Армению 9 августа прибыла делегация Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) во главе с ее генеральным секретарем Станиславом Засем. Визит продлится до завтра, 10 августа, а его программа включает встречу делегатов с премьер-министром республики Николом Пашиняном, переговоры с министрами обороны и иностранных дел, а также посещение офиса Совета безопасности страны.
Ранее Пашинян публично обратился к ОДКБ, членом которой является Армения, с просьбой разместить наблюдательную миссию на границе с Азербайджаном. Председатель правительства республики прямо обвинил Баку в попытках "дискредитировать ОДКБ" путем дестабилизации ситуации: он утверждал, что Армения, являясь членом Организации, якобы не может "отвечать на провокации" из-за угрозы, которую сулит этот сценарий.
Это был уже не первый случай, когда Пашинян пытался привлечь ОДКБ – а значит, и входящие в нее страны (Киргизию, Казахстан, Белоруссию и Таджикистан) – к роли "наблюдателя" или "арбитра": в мае он, как и другие представители властей Армении, высказывался за непосредственное участие Организации в урегулировании связанных с границей проблем.
Для ОДКБ это приглашение фактически означает провокацию с армянской стороны. Пашинян призывает наблюдателей от Организации следить за ситуацией на границе якобы для предотвращения "азербайджанских провокаций" – но проблема в том, что линия границы до сих пор не проведена. Соответственно, наблюдательной миссии, кем бы она ни была направлена, нечем руководствоваться в своих оценках происходящего.
Два документа по Карабаху, подписанные Арменией, Азербайджаном и Россией, предполагали, что Баку и Ереван в кратчайшие сроки приступят к совместной работе по делимитации и демаркации границы. Но решение важнейшего для карабахского урегулирования вопроса застопорилось: азербайджанская сторона при поддержке РФ настаивает на разделении территорий по советским картам, а Армения выступает против этого варианта и игнорирует призывы к началу предусмотренных трехсторонними договоренностями работ.
ОДКБ в подобные ситуации не вмешивается. Организация не рассматривает конфликты или споры по границе, линия которой не зафиксирована соответствующими соглашениями, как сферу своей компетенции. Так, при недавнем обострении ситуации между Таджикистаном и Киргизией (а обе эти страны являются участницами Договора о коллективной безопасности) руководящие органы ОДКБ ограничились призывом к снятию напряженности дипломатическими методами, принципиально отвергнув саму возможность взять на себя роль "арбитра" и уж тем более вероятность военного вмешательства.
Соответственно, Пашинян, пытаясь вовлечь наблюдателей ОДКБ в пограничный спор с Азербайджаном, наоборот, создает для них угрозу: он фактически предлагает им не урегулировать ситуацию, а встать на сторону Армении и отстаивать ее позицию по территориальному делению.
В частности, армянский премьер в качестве аргумента обвиняет азербайджанских военных во "вторжении". По его словам, на какой-то момент на армянской территории находились около 1 тысячи военнослужащих ВС Азербайджана. Но в условиях, когда сама линия границы не согласована и не размечена, такие претензии заведомо безосновательны, а попытки использовать их для создания ажиотажа не имеют ничего общего с приверженностью интересам ОДКБ.
Аналогичным образом Пашинян пытался вовлечь в тот же спор российских пограничников: он просил Москву разместить их опорные пункты "на границе" – в отсутствие таковой. Из России на эти предложения последовательно отвечали отказом. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в преддверии встречи армянского премьера с Владимиром Путиным однозначно заявил журналистам, что этот вопрос "не обсуждается".
Сейчас в селе Воскепар Тавушской области Армении – то есть в приграничном районе – действительно размещены российские пограничники, но исключительно с хозяйственными задачами: они строят здания для "тылового обеспечения", и эти работы проводятся "в рамках армяно-российского сотрудничества".
Баку же продолжает взывать к здравому смыслу армянской стороны, приглашая Ереван к подписанию мирного договора. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал, что этот договор является логическим и неотъемлемым продолжением мирного урегулирования, предусмотренного ноябрьскими и январскими договоренностями. По его словам, отказ Армении признать карабахский конфликт завершенным и ее попытки окольными путями добиться пересмотра трехсторонних деклараций – "большая ошибка".