
В 2018 году Нобелевскую премию по физике получили Артур Ашкин, Жерар Мур и Донна Стрикланд за разработки в области лазерной оптики. Во вторник, 2 октября, Нобелевский комитет официально объявил имена лауреатов.
В частности, ученые награждены за создание оптического пинцета (optical tweezer), который позволяет захватывать и перемещать микроскопические объекты, а также за открытие ультракоротких световых оптических импульсов.
Примечательно, что Артур Эшкин построил первый полноценный оптический пинцет еще в 1986 году. Изобретение представляет собой лазерный пучок специальной формы, который позволяет захватывать и перемещать микроскопические объекты — например, атомы или живые клетки. При этом объект, на который воздействует лазер не повреждается.
Схема работы оптического пинцета: на частицу, попавшую в поле лазерного пучка, действует градиентная сила
Директор Физического института им. П.Н. Лебедева, член-корреспондент РАН Николай Колачевский в беседе с Инфо24 рассказал, что оптические пинцеты – чрезвычайно полезное изобретение, которое уже применяется во многих сферах.
«Если говорить простым языком, то переместить в пространстве, к примеру, пылинку не так уж и просто. Эта же технология позволяет с высокой точностью манипулировать микроскопическими объектами в медицине и высокоточных производствах», --- заявил Колачевский.
При этом он отметил, что научный мир в последнее время испытывает дефицит крупных прорывов и значимых изобретений.
«Надо признать, что в последнее время в научном мире не так много по-настоящему крупных открытий. Поэтому в этом году Нобелевский комитет отметил технологии, которые открыли еще в 1986 году», --- добавил ученый.
Донна Стрикленд (которая, к слову, стала третьей женщиной в истории, получившей Нобелевскую премию по физике после Марии Кюри и Марии Гепперт-Майер) и Жерар Муру получили награду за открытие в 1980-х метода получения ультракоротких оптических импульсов.
Ученым удалось преобразовать мощные лазерные поля в короткий импульс интенсивного света, сжимая его до так называемой «лазерной пули».
По словам Николая Колачевского, технологию уже используют в микрохирургии, при обработке материалов и для управления химическими реакциями.
«Ультраострые лазерные лучи позволяют очень точно разрезать или просверлить отверстия в различных материалах — даже в живом веществе. Миллионы операций глаз выполняются каждый год с помощью самых острых лазерных лучей», — говорится в
https://twitter.com/NobelPrize/status/1047063684764307456
Ранее Нобелевскую премию по медицине за 2018 год присудили американцу Джеймсу Аллисону и японцу Тасуко Хондзё. Ученые разработали новый метод иммунотерапии рака.