sunny
26°С Москва
USD 90.93
EUR 100.80
BTC 57,778.38
15:00 5 сентября 2024
Общество

«Это дерьмо»: пилот — о самолете «Байкал», про который Путин говорил на ВЭФ

Пилот Сытник назвал «дерьмом» самолет «Байкал», выпуск которого ждет Путин

«Это дерьмо»: пилот — о самолете «Байкал», про который Путин говорил на ВЭФ Фото: Кирилл Борисенко, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Самолет «Байкал» (ЛМС-901), который президент России Владимир Путин поручил оперативно запустить в серийное производство, — это «дерьмо», заявил Инфо24 заслуженный пилот России и бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.

«Есть десятки других нормальных конструкций самолёта, которые никак не могут пробиться и выйти на госфинансирование. А тут — пожалуйста, девятиместный самолёт с американским двигателем», — возмутился эксперт.

Зампред правительства РФ Денис Мантуров заверил, что «Байкалы» будут оснащать отечественными двигателями ВК-800 и винтами российского производства — но из-за этого сроки поставок этого самолета сдвинутся с запланированного 2025 года на 2026-й.

В любом случае, предупреждает Сытник, «Байкал» не соответствует тем требованиям безопасности, которые на Восточном экономическом форуме выдвинул президент.

«У "Байкала" очень большая дистанция разбега, он плохо относится к неподготовленным площадкам, у него разрушается шасси, идут трещины. Недоиспытанная модель абсолютно. А Путин в своём выступлении говорит, чтобы был безопасный, чтобы он позволял перевозить людей за приемлемые деньги. Это несовместимые вещи», — убежден заслуженный пилот.

По его словам, с «приемлемыми деньгами» тоже возникнут проблемы, поскольку «Байкал» стоит «почти полмиллиарда за штуку» (хотя изначально обещали, что такой самолет в девятиместной комплектации без автопилота будет стоить 120 млн рублей).

«Полмиллиарда стоит самолёт, у которого ресурс до ремонта будет максимум 1,5-2 тысячи часов. Золотом что ли, монетами царскими рассчитываться за полёт на этом самолёте? Они объявляют такую цену, и президент заявляет, что надо запустить в серию. Что, в государстве лишние деньги появились?» — иронизирует Сытник.

Он уверен, что «это цена от балды», назначенная производителями, которым «нужно платить за аренду помещений, газ, свет, воду, отопление, зарплаты».

«Они делают несколько самолётов в месяц и, чтобы окупить расходы, предлагают [их] на Севера, на Колыму, где у людей есть деньги, и они готовы даже за эту цену взять самолет, потому что деваться некуда — вертолёт ещё дороже», — пояснил пилот.

По его оценке, «Байкал» рискует оказаться «Суперджетом в уменьшенном составе», который «не будет востребован в России никак, а за рубежом — тем более».

Напомним, 5 сентября на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ) президент России Владимир Путин поручил как можно скорее запустить серийное производство отечественных грузопассажирских самолетов «Байкал», чтобы использовать их для перевозки людей между населенными пунктами в Приморье и тем самым повысить транспортную доступность городов региона.

«Байкал» — это легкий многоцелевой самолет (ЛМС) с одним турбовинтовым двигателем, способный перевозить девять пассажиров или до 2 тонн груза на расстояния от 1,5 до 3 тысяч километров. Создатели «Байкала» утверждают, что его можно эксплуатировать на грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также с лыжным и поплавковым шоссе, то есть на снегу и воде.

Предполагалось, что «Байкал» заменит в российской гражданской авиации устаревшие многоцелевые самолеты Ан-2. Его испытания состоялись в Екатеринбурге в начале 2022 года: полет под управлением летчика-испытателя Валентина Лаврентьева проходил на высоте 500 метров и длился 25 минут.