sunny
12°С Москва
BTC 64,057.58
11:25 25 марта 2020
Общество

ФБК: Симоньян и Кеосаян забрали себе треть стоимости фильма "Крымский мост"

ФБК: Симоньян и Кеосаян забрали себе треть стоимости фильма "Крымский мост"

Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный раскрыл финансовую сторону съемок фильма «Крымский мост. Сделано с любовью». Картина, снятая Тиграном Кеосаяном по сценарию своей жены, главреда RT Маргариты Симоньян, с треском провалилась в прокате, но семья Кеосаяна и Симоньян заработала на нем 46 млн рублей -- практически треть общего бюджета.

Предыдущее расследование о Симоньян и Кеосаяне Навальный опубликовал двумя неделями ранее. В нем основатель ФБК рассказал, что Симоньян, Кеосаян и их родственники получают сотни миллионов рублей от продажи государственным компаниям сомнительных услуг, а также телепрограммы "Международная пилорама" — "худшего, что существует сегодня на российском телевидении". Как выяснил Навальный, супруги создают низкопробное шоу, наполненное туалетным юмором, на бюджетные средства, снимая его на базе телеканала Russia Today, но затем продают его как коммерческий контент телеканалу НТВ и госкомпании "Аэрофлот".

Для отмывания денег создана цепочка компаний: полученные деньги под видом оплаты по различным договорам проходят через счета этих фирм, а затем переводятся на счета Симоньян, Кеосаяна и их близких родственников. Оппозиционер резюмирует, что "через три рекламных агентства, одну студию и две конторы для отмывания Маргарита Симоньян со своим мужем заработала 720 миллионов рублей за три года".

Новое расследование Навального посвящено фильму «Крымский мост. Сделано с любовью». Сценарий для этого фильма написала Симоньян, а режиссером выступил Кеосаян. Последний рассказывал журналистам, что его супруга писала сценарий в свободное от основной работы время и это было ее "хобби". Получившийся сценарий пара представила как "подарок" Владимиру Путину, -- однако этот подарок был щедро оплачен из бюджета, отмечает оппозиционер.

Деньги на съемки фильма выделил государственный Фонд кино, который выдает режиссерам субсидии и гранты на создание новых российских фильмов. Выделил, однако, не сразу: первоначально сценарий Симоньян забраковали, но в дело вступил ее давний близкий друг Алексей Громов, первый замглавы администрации президента. Громов, чьи два сына работают в возглавляемых Симоньян структурах, потребовал безвозмездно выделить подруге невозвратную субсидию в 100 млн рублей вне конкурса и отбора. Министр культуры Владимир Мединский объявил "Крымский мост" "социально значимым" проектом и семейный подряд Кеосаянов начал снимать фильм.

"Симоньян работает на госканале, живет на бюджетные деньги. Она пишет сценарий своего коммерческого фильма, который будет снимать ее муж. Потом идет к чиновнику Громову, которому тоже зарплату платим мы, а Громов заставляет наше Министерство культуры подарить ей наши же деньги. То есть мы им буквально платим зарплату за то, чтобы они у нас воровали", -- объясняет Навальный.

Семейный подряд на 46 миллионов

Все соавторы фильма "Крымский мост" -- родственники Кеосаяна и Симоньян. Помощником режиссера была его дочь Александра, генеральным продюсером выступил брат режиссера Давид Кеосаян, линейным продюсером -- сын Давида Эдмонд Кеосаян, линейным продюсером -- жена последнего Юнона Глотова. Дочь Давида Кеосаняна Лаура и экс-жена Тиграна Кеосаяна Алена Хмельницкая получили роли в фильме. В совокупности они забрали себе почти половину бюджета, выделенного Фондом кино -- 46 млн рублей.

Лично Маргарита Симоньян получила за свой непрофессиональный сценарий 9 млн рублей -- на треть больше, чем зарабатывает сценарист Николай Куликов, автор успешных фильмов «Легенда №17» и «Движение вверх», заслуженный профессионал. Тигран Кеосаян за свои услуги режиссера получил 14 млн рублей, его брату Давиду досталось 8 млн рублей, Александре и Эдмонду перепало по 4 млн рублей каждому, Глотова получила 6 млн рублей. Около 1 млн совокупно получили актрисы Алена и Лаура.

Все остальные актеры вместе взятые, -- а это 14 человек, -- получили в сумме только 10 млн рублей. Гонорары большинства из них составили несколько сотен рублей.

"Снимать еще не начали, а уже почти все деньги потратили. А ведь впереди — съемки, камеры, монтаж, графика, техника. За это все тоже надо платить", -- отмечает Навальный. Как установил ФБК, после распределения гонораров бюджета, выделенного Фондом кино, уже не хватало на съемки. Тогда фильм проспонсировал миллиардер Аркадий Ротенберг, который и строил Крымский мост -- он перевел студии Кеосаяна 54 млн рублей через "Фонд развития кинематографии, образования и культуры" -- фиктивную компанию, у которой за несколько лет существования не было никаких движений по счетам, за исключением этого платежа.

Примечательно, что представители Ротенберга наотрез отрицали факт финансовой помощи создателям фильма "Крымский мост". "Теряемся в версиях, зачем Симоньян провернула такую сложную схему с дофинансированием своего фильма <...> почему Ротенберг не мог дать денег напрямую, зачем это скрывать и отрицать. Может быть, Ротенберг тоже читал сценарий и решил, что противно на такое давать деньги, может быть, это чьи-то еще деньги были", -- рассуждает Алексей Навальный.

Так или иначе всего на фильм было потрачено 154 млн рублей (и из них практически треть составили гонорары Кеосаянов). В прокате "Крымский мост" не собрал даже половину вложенной в него суммы, а его рейтинг оказался беспрецедентно низким -- на IMDb фильм получил оценку 1 из 10, на "Кинопоиске" -- 2,7 из 10. Также картина завоевала титул худшего фильма 2018 года.

Отзывы зрителей

"Осилил 15 минут, и то с превеликим трудом. Все фальшивое донельзя: актеры играют хуже, чем в плохом российском сериале. Более того, пошлятина просто везде <...> создатели, кажется, старались каждый кадр снимать тошнотворно", -- написал в рецензиях к фильму "Крымский мост" пользователь "Кинопоиска" khodakovsky.

Пользователь kinoman_82 описал, вокруг чего развивается сюжет фильма. "Быдловатый и озабоченный бригадир Дима, работающий на стройке моста в Керченском проливе, каждый год развлекает себя поисками «архителки», которую надо поскорее отыметь — или, как он говорит, отчеканить", -- говорится в его рецензии.

"В этом фильме даже тупо поржать не получается над туалетным юмором, потому что не смешно, а комедией положений тут и не пахнет", -- написал LennoxL.

"После всего увиденного у меня сложилось впечатление, что Тигран просто-напросто на деньги налогоплательщиков снял со своими друзьями домашнее видео для своей семьи. Ведь над проектом работали именно такие люди: друзья и члены семьи", -- подметил пользователь Distarneo.