Федеральная служба судебных приставов (ФССП) впервые пояснила, как следует трактовать спорные нормы закона о взыскании долгов. Среди них: контакты с родственниками или соседями должны быть при наличии их письменного согласия, а также должника; если трубку бросили почти сразу, то звонок считается состоявшимся; автодозвон запрещён; диалог с роботом-коллектором считается за общение с живым человеком.
Представитель Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) сообщил, что с 2016 года, когда был принят закон о взыскании, ФССП не отмечала, как следует трактовать спорные нормы, обычно это делал суд. Изменение связали с тем, что полномочия приставов расширились и служба «решила сделать практику рассмотрения дел более единообразной», пишет РБК.
Проект рекомендаций, представленный ФССП, указывает, как коллектор может общаться с должником и какие действия будут считаться нарушением закона. В частности, служба пояснила, что успешным звонком будет считаться любой, который длился более одной-двух секунд. Если абонент отказался говорить, то разговор всё равно будет считать состоявшимся.
ФССП пояснила, что автодозвон коллекторы использовать не должны, потому что это будет считаться психологическим давлением на клиентов и нарушением закона. Кроме того, любые сообщения, что на заёмщика подали в суд или заявление в полицию, требования денег к определённому сроку, не оговорённому в договоре, могут быть расценены как введение граждан в заблуждение.
Ещё одним фактором психологического давление можно считать обещание о розыске должника через знакомых и соседей, звонки ему на работу или звонки с молчанием в трубку. К этому будут также относится и сообщения с угрозами в соцсетях.
Ранее сообщалось о том, что число россиян, которым закрыт выезд за рубеж в связи с просроченным задолженностями превысило 7,2 миллиона. Такие данные привел президент национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльман Мехтиев.