sunny
6°С Москва
USD 92.59
EUR 100.27
BTC 70,749.62
19:26 25 мая 2022
Наука и техника

Чем обернётся для украинской армии потеря завода «Мотор Сич»

Удар по заводу «Мотор Сич»: чего лишилась Украина и что получила Россия

Производственные цеха завода «Мотор Сич» в Запорожье разрушены высокоточными ракетами большой дальности воздушного и морского базирования, сообщило 25 мая российское Министерство обороны. Без особых подробностей об ударах по предприятию на ежедневном брифинге рассказал официальный представитель оборонного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков. Судя по всему, для атаки использовались ракеты «Калибр».

Запорожское предприятие выпускало авиационные двигатели для украинской военной авиации, включая беспилотники, и промышленные газотурбинные установки, а также обслуживало и ремонтировало свои изделия, установленные на самолёты и вертолёты. Двигателями производства «Мотор Сич», в частности, оснащались пассажирский Ан-148, амфибии Бе-200, вертолёты Ми различных модификаций (Ми-8, Ми-24) и Ка-32.

Между Россией и Китаем

С 2014 года украинские власти запретили поставлять России продукцию завода «Мотор Сич», хотя до этого 80% её общего объёма уходило на российский рынок. В 2016 году 56% акций предприятия купили китайские инвесторы из компании Skyrizon Aircraft Holdings, но Антимонопольный комитет Украины объявил сделку не соответствующей законодательству и отказался её признать.

Этот отказ во многом был обусловлен позицией Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, который заподозрил, что целью китайских инвесторов на самом деле является не развитие производства на украинском предприятии, а вывоз в КНР технологий и кадров.

В марте 2021 года Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила, что всё имущество «Мотор Сич» и акции предприятия арестованы по решению суда, однако завод продолжал выполнять производственные заказы. В отношении него было возбуждено два дела: первое — об отмывании доходов, уклонении от налогов и злоупотреблении полномочиями, а второе — о «подрывной деятельности в пользу России».

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о национализации компании «Мотор Сич». Это вызвало негодование китайской стороны: МИД КНР осудил действия Киева и потребовал соблюсти права своих инвесторов. Однако требование так и не было удовлетворено, хотя на момент выхода указа китайцам должно было бы принадлежать 75% акций предприятия.

Последствия удара по заводу

Российские отраслевые эксперты называли «Мотор Сич» не иначе как «жемчужиной мирового двигателестроения». «Безусловно, важнейшая компания в своём сегменте», — охарактеризовал предприятие глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, на запорожском заводе «завязаны многие процессы, происходящие в мировой авиации».

Основным активом «Мотор Сич» и расположенного на его территории конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс» являлись квалифицированные кадры, которые вряд ли могли пострадать от российских ударов, нанесённых ночью. Что же касается масштаба разрушений производственных цехов и складских помещений, конкретных данных пока нет, поэтому и об ущербе предприятию судить рано, подчеркнул Пантелеев.

Он напомнил, что двигатели производства «Мотор Сич» стоят на воздушных судах ВВС и гражданской авиации самой Украины, стран Восточной и Западной Европы, Южной Америки, Азии и Африки. Российские новые вертолёты, по словам эксперта, комплектуются только отечественными двигателями, так что для них никаких изменений удары по запорожскому заводу за собой не повлекут.

Производство двигателя Д-136 для самого большого в мире вертолёта Ми-26 на базе «Мотор Сич» не могло рассматриваться как перспективное направление, поскольку эти воздушные машины сейчас выпускаются штучно.

Не так давно руководство предприятия объявляло о запуске новых проектов — по поставке двигателей АИ-450 для турецкой компании, производящей беспилотные летательные аппараты «Байрактар». Эти проекты позиционировались как «одна из важнейших целей» развития «Мотор Сич».

Удар, которого следовало ожидать

По мнению Пантелеева, России запорожский завод интересен наличием высококвалифицированных специалистов, которые сейчас в дефиците, и коммерческими правами на производство двигателей. По промышленной же оснащённости российская Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) определённо выигрывает.

Документы и люди — это то, что имеет высочайшую ценность. Поэтому уничтожить цеха и станки можно. Это неприятно, но не критично, — убеждён представитель «АвиаПорта».

Следовало ожидать, что российская армия нанесёт удар по производственной территории завода «Мотор Сич», заявил член Главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов.

По его словам, это можно было предвидеть с тех самых пор, как «украинские пропагандисты» заявили о намерении использовать турецкие «Байрактары» с АИ-450 против российских военных.

Давать нашим противникам возможность пользоваться таким оружием было бы неразумно, — пояснил Рогов.

Он предупредил, что украинские войска, скорее всего, продолжат следовать тактике «выжженной земли» и при отступлении с территории Запорожья постараются полностью уничтожить «Мотор Сич», чтобы «он не смог работать во благо России и всех освобождённых территорий».

По оценке Рогова, запорожский завод важен и ценен прежде всего как комплекс производства и конструкторского бюро, и именно в этом качестве его хотелось бы сохранить. Однако после 2014 года «значительная часть человеческого потенциала» предприятия и КБ в любом случае была вывезена в Россию, и теперь у отечественного ВПК есть львиная доля тамошних разработок.