Иностранных IT-гигантов заставят открыть филиалы в России

В Госдуме хотят обязать иностранные IT-компании, чья аудитория в РФ превышает 500 тысяч пользователей в день, открыть филиалы на территории России. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение депутатов.

Председатель комитета по информационной политике и связи Госдумы Александр Хинштейн уточнил, что документ получил неформальное название «Приземление».

Законопроект предъявляет к IT-компаниям три требования — создать в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем сайте электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями.

«Исполнения трех этих нехитрых требований — вполне достаточно для установления прямых коммуникаций между IT-ресурсом и российской стороной. Такой диалог крайне необходим», — заявил Хинштейн.

В случае отказа подчиниться новым требованиям, законопроект предусматривает «меры понуждения», которые «экономически будут стимулировать IT-гигантов к приземлению». Среди них — замедление трафика или блокировка, запрет на размещение рекламы, ограничение платежей и переводов денежных средств, а также запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных пользователей.

Также поисковики будут обязаны маркировать ресурсы-нарушители и блокировать выдачу ссылок на их сайты в результатах пользовательского поиска.

Под действие нового закона попадут Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google, AdWords, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram, Steam и World Of Tanks.

О необходимости упрочить контроль российского законодательства над иностранными соцсетями говорят давно. Так, прнедставитель информационного агентства "Россия сегодня" на пресс-конференции в минувшем апреле заявляла: "Социальная сеть подчиняется либо правилам страны, где она зарегистрирована, либо той страны, где они открывают офис. Необходимо, чтобы у них были открыты представительства здесь".

Согласно российскому законодательству, администраторы социальных сетей обязаны обеспечить оперативное удаление противоправного контента, публикуемого пользователями. Для исполнения этого требования им необходимо установить счетчики посещаемости и специальное программное обеспечение для контроля за контентом.

Роскомнадзор уже начал практиковать замедление трафика соцсетей, отказывающихся удалять запрещенный контент. Это, в частности, затронуло Twitter, администрация которого не выполнила требование надзорного ведомства об удалении постов с детской порнографией, пропагандой наркотиков и суицидальными призывами. Впоследствии публикации были удалены, и РКН снял ограничения на скорость трафика микроблогов.

Сейчас читают