sunny
19°С Москва
USD 92.13
EUR 98.71
BTC 64,247.73
15:30 3 сентября 2022
Экономика

Иранские авто вместо европейских: сможет ли Iran Khodro работать в России, как в Азербайджане

Какие перспективы у иранских автомобилей на российском рынке

Нейтрализовать удар западных санкций по российскому автопрому и сгладить последствия ухода европейских компаний с отечественного рынка поможет иранский концерн Iran Khodro (IKCO), уже изъявивший желание активно сбывать жителям РФ свою продукцию. Насколько это начинание обещает быть успешным, можно судить по Азербайджану, где иранская компания на правах совместного предприятия работает уже давно и даже построила завод.

Iran Khodro — ведущий автопроизводитель Ирана — имеет большие амбиции относительно российского рынка, заявил его гендиректор Мехди Хатиби на презентации последней модели кроссовера Rira, которая проходила на заводе компании к западу от Тегерана. Вице-президент концерна Киануш Пурмоджиб добавил, что первые партии продукции поступят в продажу в России ещё до конца 2022 года.

С точки зрения возможностей, качества и стиля мы считаем, что можем в полной мере конкурировать на наших целевых рынках, в особенности это касается России, Азербайджана, Омана и Ирака. Вы лучше меня знаете, что объем рынка России больше, чем у всех наших соседних стран вместе взятых, — напомнил топ-менеджер.

Автомобили Iran Khodro уже продавались в РФ в 2000-х годах: тогда на российских дорогах появились около 12 тысяч седанов Samand на базе Peugeot 405, но потом поставки были свёрнуты, поскольку машины были тесными и некомфортными, а их двигатели не соответствовали введённым нормам Евро-4. В 2013 году возобновить импорт помешали санкции Запада и экономический кризис. В 2016 году иранские власти заговорили о возвращении, однако оно так и не состоялось. Шли также разговоры о том, что IKCO сможет зайти на российский рынок через Белоруссию и Азербайджан, но и они ни к чему не привели.

Сейчас речь идёт о поставках четырёхдверного седана Tara — переделанного Peugeot 301 (который, кстати, привозили в РФ, но популярности он так и не снискал). Отечественные эксперты считают его возможным конкурентом российской Lada Vesta, производство которой планируется перезапустить в 2023 году. Пока же иранские седаны, учитывая многолетний опыт сотрудничества IKCO с Peugeot по легковушкам и c Mercedes-Benz по грузовикам и автобусам, могут занять весомую нишу на авторынке РФ.

Отношения между Ираном и Россией развиваются стремительно и сегодня находятся на самом высоком уровне. В последнее время две страны начали очень активное сотрудничество как в экономической, так и во всех других областях. Когда политические отношения находятся на столь высоком уровне, реализация любых экономических и транспортных проектов не вызывает сомнений, — убеждён иранский журналист-международник Хаял Муаззин.

В прошлом году о желании выйти на российский рынок заявляла торговая марка Khazar, под которой автомобили Iran Khodro продаются в Азербайджане. Их производителем является СП «Азеврокар» (Azevrocar), которое на 75% принадлежит группе «АзерМаш» и на 25% иранскому концерну. Фундамент его завода был заложен ещё в 2016 году, и президент Азербайджана Ильхам Алиев тогда указывал, что «это новая форма сотрудничества» между двумя странами.