Третий танкер «Волгонефть» с мазутом подал сигнал бедствия вблизи порта Кавказа в ночь на 17 декабря в Чёрном море. Об этом сообщали оперативные и экстренные службы региона. В Морспасслужбе заявили, что произошла штатная ситуация и отметили, что герметичность корпуса танкера не нарушена, утечки в море нет. В МЧС по Краснодарскому краю уточнили, что танкер находится на якорной стоянке.
Капитан сообщил, что у судна, перевозившего около 4 тыс тонн мазута, нарушена герметичность четвёртого грузового танка, мазут вытекает в балластный танк. При этом герметичность самого корпуса судна не нарушена.
«Судно „Волгонефть 109“ находилось на стоянке в акватории порта Кавказ. По переданной капитаном информации, у судна повреждён грузовой танк. Герметичность самого корпуса не нарушена — утечки в море нет. Экипаж в безопасности», — рассказали в службе.
В воскресенье два судна «Волгонефть-212» с 13 членами экипажа и «Волгонефть-239» с 14 моряками на борту разломились в результате шторма. Людей с первого танкера эвакуировали днём, 11 из них были госпитализированы в Анапу, один человек (вахтенный матрос) погиб. С «Волгонефти 239», севшей на мель в 80 метрах от берега близ порта Тамань, все 14 моряков были эвакуированы утром в понедельник.
Причиной крушения танкеров Росморречфлот назвал шторм. В результате аварии произошёл разлив нефтепродуктов, принимаются меры по его ликвидации. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс тонн мазута.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал ТАСС, что Владимир Путин дал поручения по организации спасательных работ в Керченском проливе и созданию рабочей группы во главе с министром транспорта России Виталием Савельевым, которая займётся ликвидацией последствий разлива топлива в зоне ЧП.
После катастрофы примерно 20 километров побережья Анапы загрязнены мазутом. В регионе введён режим ЧС. По данным SHOT, в море попало более 4,2 тыс кубометров нефтепродуктов. Птицам и рыбам грозит массовая гибель.
«Сегодня утром при мониторинге береговой полосы обнаружены пятна мазута. Нефтепродукты вынесло на берег на протяжении нескольких десятков километров от посёлка Веселовка в Темрюкском районе и до станицы Благовещенской в Анапе От оперативных служб сейчас на месте работают 267 человек, задействовано 50 единиц техники. При необходимости количество сил и средств увеличим», — написал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в своём телеграм-канале.
Также режим ЧС ввели в четырёх поселениях Темрюкского района.
Пятна мазута общей площадью почти 100 кв м, разлившиеся после крушения танкеров вблизи Крыма, выявлены за пределами Керченского пролива, свидетельствуют данные спутников.
Сейчас Кондратьев прибыл в станицу Благовещенскую на место ликвидации последствий выбросов нефтепродуктов. В общей сложности от РСЧС в настоящее время задействовано 433 человека и 65 единиц техники. В том числе от МЧС России — 198 человек и 35 единиц техники, пишет интернет-портал «Кубань 24».
Следственный комитет 18 декабря предъявил обвинения капитанам нефтетанкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212». Их обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 263 и ч.2 ст. 263 УК РФ соответственно (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего на одном из судов погиб член экипажа).
Ранее замглавы комитета Госдумы по экологии Анатолий Грешневиков в беседе с RTVI назвал ситуацию экологической катастрофой и «ударом по экосистеме», а также заявил, что уже сейчас «нужно бить в колокола»: «Ждём, что Росприроднадзор установит, главное, чтобы последствия не скрывали — ни сами объёмы, ни последствия, потому что обычно всегда затушёвывают, прячут, чтобы не бить в колокола. Я считаю, что бить в колокола надо! И не только России, а и Турции, Грузии, Украине, Казахстану, Ирану».
Собрать мазут в толще воды практически невозможно, поэтому тяжёлые фракции со временем лягут на дно, рассказал «РИА Новости» старший научный сотрудник, заведующий отделом дистанционных методов исследований Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук Сергей Станичный: «Мазут будет постепенно растворяться, а часть тяжёлых фракций ляжет на дно. Будут загрязнения, которые будут проявляться в дальнейшем, спустя много лет. Это долговременное загрязнение». Он добавил, что при подобных загрязнениях последствия могут сохраняться десятки и даже сотню лет.
Также известно, что танкер «Волгонефть 239», потерпевший крушение 15 декабря, не имел разрешения на плавание, выяснило «РИА Новости», изучив реестровые данные. Судно было построено в 1973 году (на момент крушения возраст танкера составлял 51 год). Согласно реестровой книге, действие документов для разрешения на плавание в его отношении было приостановлено.
За штурвалом танкера «Волгонефть 239» находилась 26-летняя Анастасия Юденко — выпускница Саратовского колледжа водного транспорта. По словам сестры рулевого, судно несколько недель находилось на рейде в Чёрном море в ожидании выгрузки и погрузки.