sunny
13°С Москва
BTC 62,996.78
15:52 22 ноября 2021
Общество

Кураев назвал мистикой гибель Диомида в день рождения «врага» патриарха Кирилла

Кураев: икона монархистов Диомед был лишён сана из-за Кирилла и погиб в его день рождения

Вечером 20 ноября в ДТП на трассе в Волховском районе Ленобласти погиб бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид. Священнослужитель критиковал РПЦ, ИНН, паспорта и мобильные телефоны, за что в 2008 году его лишили сана. Протодиакон Андрей Кураев в беседе с Инфо24 отметил, что Диомид был интересной фигурой, которую в 2000-е годы сделали своей иконой представители консервативных монархистов. Богослов также отметил, что одним из главных инициаторов лишения сана Диомида был патриарх Кирилл. Кураев отметил, что есть нечто мистическое в том, что бывший епископ погиб день рождения своего врага.

Диомид (в миру Сергей Дзюбан) после того, как был низвергнут из сана, фактически стал «забытой фигурой», в том числе по собственной инициативе, отметил бывший протодиакон. Уход в «информационное забытьё» привёл к тому, что было даже неизвестно, где он живёт, объяснил Кураев.

Он делал странные шаги: объявлял епископом своего брата, пробовал создать структуру и назвал её так, как нашу церковь до революции: Российская Православная кафолическая Церковь. Потом они с братом вроде бы разругались и собирались даже драться на топорах. Но, мне кажется, у них было мало последователей, — рассказал он.

Возможно, Диомид чего-то боялся. В любом случае, он был вне публичного пространства и его фигура уже мало на что влияла. Поэтому с ним патриархия уже не поддерживала полемику последние 10 лет, — добавил богослов.

В случае с Диомидом нужно понимать важную вещь, отметил Кураев: епископ совершал странные поступки с точки зрения мирянина, но не церковного служителя, а сам он является своего рода глашатаем «народно-монашеской религиозности». В этом плане погибший был феноменом, уточнил богослов.

Народно-монашеская религиозность является альтернативой официозу: у неё свой список святых, авторитетов, страхов, догматики, верований и надежд. И время от времени эта народно-монашеская стихия, в которой есть много языческого, находит себе спикера. И она нашла свои уста в лице Диомида, — уточнил Кураев.

В психологии есть такой общественный закон, когда городской сумасшедший лучше чувствует приближающуюся катастрофу, чем уполномоченные лица. Это касается и налоговых номеров [ИНН], и сегодняшних QR-кодов. И проблема, когда матрица всё сильнее имеет нас, требует глубокого обсуждения, — сказал священнослужитель.

По его словам, Диомид был во многом иконой и знаменем представителей Русской народной линии: движение, члены которого в своё время были «рупором народных страхов», придерживались имперских взглядов и когда-то даже выступали против власти. Им нужны были епископы, чтобы их не сочли раскольниками, пояснил богослов и таких оказалось сразу двое — Диомид и украинский архиепископ Ипполит (Хилько). При этом Ипполита не лишили сана, а сейчас он на пенсии, напомнил Кураев.

По его словам, оба не были ни яркими проповедниками, ни писателями, но у них был сан епископа. Собор, на котором в мае 2008 года принималось решение о лишении Диомида сана, был последним, который застал патриарх Алексий II (он скончался в декабре 2008 года).

Кураев подчеркнул, что на примере Ипполита видно, что даже в случае с раскольниками можно обойтись без лишения сана, которое в Церкви воспринимается как «смертная казнь». Однако будущий патриарх Кирилл, на тот момент митрополит, настаивал на «самом жёстком наказании», рассказал богослов.

Диомид не приехал, сославшись на проблемы со здоровьем. И именно тогда Кирилл получил кличку Асфальтоукладчик. Зная, что епископы негативно оценят его инициативу, он выступил с интересным предложением — мы его лишаем сана, но условно. Такого никогда не было. То есть решение отдаётся Синоду, а, значит, патриарху и, когда он решит, тогда его и официально и лишат, — отметил бывший протодиакон.

Диомид таким образом предоставили шанс покаяться, но этого не произошло. И уже осенью [2008 года] Синод принял решение актуализировать отложенное решение Собора, — продолжил он.

Кураев отметил, что в этом случае он в некотором смысле повторил судьбу Диомида, потому что с ним патриарх провернул ту же формулу спустя много лет — в апреле 2021 года он утвердил решение о лишении сана, когда выйдет публикация, которая до сих пор не вышла. Но есть существенное отличие, добавил богослов: он не исчез из информационного поля, как бывший епископ.

Но интересно, что Диомид погиб в день рождения патриарха Кирилла. Это напоминает, что Политковская была убита в день рождения Путина. Понятно, что это совпадение и я далёк от теории заговора, потому что вряд ли эстонский дальнобойщик был агентом ФСБ, да и машина Диомида выехал на встречную полосу, но мистика определённая в этом есть, — резюмировал Кураев.

Вечером 20 ноября на федеральной трассе в Волховском районе Ленобласти произошло ДТП: столкнулись грузовик MAN, которой управлял гражданин Эстонии и внедорожник Kia Sorento (за рулём была живущая в Санкт-Петербурге предпринимательница). В результате трагедии погиб бывший епископ Анадырско-Чукотской епархии Диомид, который находился на переднем сиденье, а также ещё одна пассажирка.

Диомид (Сергей Дзюбан) родился в Луганской области. В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1987 году принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре и церковное имя Диомид. В июле 2000 года стал епископом Чукотским и Анадырским.

При жизни он выступал против миссионеров из США, называя их сектантами. В 2007 году он стал всё чаще конфликтовать с руководством РПЦ — из-за трактовок вероучений, подчинения священников мирским властям и так далее.

В том же году он вместе с другими священнослужителями опубликовал публичное обращение к Русской православной церкви (РПЦ) с обвинением в «отступлении от чистоты православного вероучения». Митрополит Кирилл назвал эти заявления недопустимыми. На соборе РПЦ было принято решение, что документ Диомида «провоцирует раскол». В том же году его отстранили от служения, а в 2008 году лишили сана.

В октябре стало известно, что пресс-секретаря Мелекесской епархии Ульяновской области клирика Георгия Сухобокого освободили от должности, когда тот опубликовал в соцсетях пост, что после присуждения Навальному премии Сахарова готов пожать оппозиционеру руку, хотя ранее ему не симпатизировал и даже критиковал. Пост стал достоянием общественности и вызвал резонанс, и вскоре клирику позвонил глава епархии Диодор (Исаев), который сообщил, что священник добился своего: им заинтересовались «те, кому надо о нём и всём таком спрашивать».