sunny
26°С Москва
BTC 68,104.19
10:47 5 мая 2022
Политика

«Он не смог ничего создать»: почему Станислав Шушкевич не удержался в большой политике

Историк Ярослав Листов: Шушкевич навсегда останется в истории как один из разрушителей Советского Союза

Из советских политиков, подписавших Беловежские соглашения и тем самым фактически прекративших существование СССР, остался лишь один — первый президент Украины Леонид Кравчук. Борис Ельцин ушёл из жизни ещё в 2007 году, а 4 апреля 2022 года стало известно о смерти Станислава Шушкевича — бывшего председателя Верховного совета Белоруссии. Ему было 88 лет, и скончался он от осложнений коронавирусной инфекции, которую очень тяжело переносил, хотя заразился сравнительно «лёгким» омикрон-штаммом.

УЧИТЕЛЬ ЛИ ХАРВИ ОСВАЛЬДА

В Советском Союзе Шушкевич был успешным учёным-физиком — читал лекции в странах соцлагеря, последовательно занимал должности проректора в двух вузах. СМИ любят вспоминать интересный эпизод из его биографии: будучи инженером-конструктором на Минском радиозаводе, Шушкевич получил задание курировать слесаря-иностранца, недавно приехавшего в страну, и учить его русскому языку. Этим учеником был Ли Харви Освальд, который вскоре разочаруется в своих представлениях о советском обществе, вернётся в США и убьёт президента Джона Кеннеди.

Политикой Шушкевич занялся после Чернобыльской катастрофы: он как физик ратовал за обнародование всех сведений о случившемся и последствиях. В 1989 году его избрали народным депутатом СССР, и он присоединился к оппозиционно настроенной Межрегиональной депутатской группе.

В 1990 году Шушкевич вошёл в состав Верховного совета Белоруссии и попытался его возглавить, но проиграл коммунисту Николаю Дементею и получил «утешительный приз» — пост первого заместителя спикера. В августе 1991 года Дементей занял лояльную позицию в отношении ГКЧП, а Шушкевич выступил против, благодаря чему (и ещё полнейшей дезорганизации компартии) всё-таки сумел стать председателем.

КОНКУРЕНТ ЛУКАШЕНКО

Но политическая звезда Шушкевича закатилась, так и не взойдя: даже в Верховном совете ему не удалось собрать на своей стороне стабильное большинство, а продвигаемые им идеи «независимой европейской парламентской республики с современными стандартами законодательства и правозащиты» оказались невостребованными. В 1994 году на выборах президента Белоруссии Шушкевич провалился, набрав менее 10% голосов, тогда как его конкурент Александр Лукашенко получил почти 45% в первом туре и 80% во втором.

Главным событием в политической карьере Шушкевича так и осталась подпись, которую он поставил под Беловежскими соглашениями. Сам политик всегда повторял, что не жалеет о содеянном.

Мы славное дело сделали. И сделали консенсусом. Никакого сомнения в том, что мы все вместе этого хотели, нет. Если бы мы что-то упустили, боюсь, был бы «югославский вариант», который предсказывали в переписке со своими правительствами многие дипломаты мира. Потому что Союз после августовского путча распался бы и без нас, — был убеждён Шушкевич.

Впрочем, в 2016 году, через четверть века после распада СССР, он признал, что «Советский Союз в Белоруссии не умирал ни на минуту».

ПРОДУКТ ПЕРЕСТРОЙКИ

Карьера Шушкевича в политике оказалась неудачной, поскольку сам он как политик ничего особенного из себя не представлял, считает историк и политолог Ярослав Листов, заведующий отделом молодёжной политики ЦК КПРФ. В беседе с Инфо24 он так охарактеризовал белорусского «беловежского зубра»:

Самостоятельным политическим деятелем он мог бы стать, но не стал. Это человек, который навсегда останется в истории как один из разрушителей Советского Союза. Человек, который пошёл на поводу у Бориса Ельцина и посчитал, что таким образом сможет стать главой независимой Белоруссии.

Но белорусы дали ему свою оценку. Он с треском проиграл выборы Александру Лукашенко — и, по сути дела, его убрали с политической арены. То есть его предательство не открыло ему дорогу к власти, к каким-то изменениям, на которые он рассчитывал.

Более того, ради чего всё это делалось? Скажем так, разрушить он смог, а создать — не смог. Есть люди, которые входят в историю, которые на обломках предыдущего государства создали новое. Шушкевич к таким людям не относится. Он не смог ничего создать, потому что современная Белоруссия в своём виде — как Союзное государство с Россией — это уже продукт, который создал Александр Лукашенко.

Шушкевич ничем, кроме Беловежья, даже в истории Белоруссии не остался. Он — продукт перестройки. В перестройку появилось очень много людей — не функционеров, а тех, кто в советские годы никогда бы выше второстепенной должности не поднялся. Горбачёв проводил величайшую кадровую зачистку, убирая тех людей, которые имели самостоятельное мышление, собственные убеждения. Их отстраняли, и на поверхность выносило пену в виде таких людей, как Шушкевич, которые руководствовались идеями, почерпнутыми из СМИ, а не понятными им самим лично. Именно это как раз и привело к тому, что никто из этих людей в принципе не остался у власти.

Рой Медведев абсолютно грамотно отвёл место Шушкевичу как человеку случайному, который, к сожалению, оказавшись вынесенным волной истории наверх, не смог стать чем-то существенным, кроме как подписантом в Беловежье. Он даже не оставил никакого своего взгляда на это событие — я имею в виду политического, а не мемуарного, — по которому можно было бы говорить, что человек отстаивал какие-то принципы. Такое про него даже сказать сложно.

Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, писатель-диссидент Рой Медведев в беседе с Инфо24 называл Шушкевича «смешной и нелепой» политической фигурой, которую на родине воспринимают как «разрушителя».

ТОЛКНУЛИ ПАВШЕГО ВЕЛИКАНА

Историк считает, что Шушкевич попал во власть случайно и не имел права подписывать Беловежские соглашения, поскольку после распада коммунистической партии в конце 80-х годов руководителем Белоруссии по статусу был председатель правительства Вячеслав Кебич.

Сами Беловежские соглашения Медведев охарактеризовал как «историческую нелепость», «смешное и нелепое» событие с точки зрения истории: «Собрались три секретаря обкома, чей уровень ещё два-три года назад был совсем невысоким, и никакого отношения к успехам Советского Союза они не имели. И эти фигуры приняли решение о роспуске СССР».

Историк полагает, что на момент подписания Беловежских соглашений Советский Союз уже был неуправляемым судном, на котором Ельцин, Кравчук и Шушкевич были разве что младшими офицерами и «толкнули павшего, а не падающего даже, великана».