Специалисты из Института демографических исследований РАН, НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы и Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ сделали шокирующее открытие на основе статистики смертности в стране.
Хотя вице-премьер РФ Татьяна Голикова утверждала, что уровень летальности коронавируса в России в 7,4 раза ниже мирового, похоже, это просто слова: по оценке ученых, реальная численность умерших от ковида приблизительно вдвое выше заявленной.
Исследователи анализировали статистику за февраль-март и апрель-май 2020 года. В ней они обнаружили много "интересного". например, в феврале-марте в Москве только один мужчина скончался от "ожирения". В апреле-мае таких смертей в городе зарегистрировано уже 27. Большинство умерших были с положительным тестом на COVID-19, но он записан в документах как "сопутствующее заболевание". Соответственно, эти жертвы коронавируса не вошли в статистику, ежедневно публикуемую столичной мэрией.
Аналогичная ситуация с женской смертностью от "ожирения": в феврале-марте эта причина смерти была указана в свидетельствах по 13 случаям, а в апреле-мае — в 40 случаях, причем у большинства умерших был подтвержден коронавирус.
У людей, страдающих ожирением, существуют проблемы с дыханием, а они, в свою очередь, провоцируют снижение уровня кислорода в крови, образование тромбов, увеличение сердечной мышцы и т.д. Пациенты с избыточным весом находятся в группе риска по коронавирусу, поскольку переносят его в тяжелой форме.
Ученые, проводившие исследование, отмечают сложность проблемы — что считать причиной смерти, если человек с ожирением заболел ковидом и умер. "Когда мы говорим про ожирение в ассоциации с ковидом, то есть основания полагать, что случай смерти был все-таки неправильно закодирован и что основной причиной смерти был именно ковид", — пишет издание "База" со ссылкой на одного из авторов исследования, главу отдела демографии НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Депздрава Москвы Аллу Иванову.
Кроме того, исследователи обнаружили подозрительный прирост числа смертей от сахарного диабета второго типа — в 1,9 раза среди мужчин и на 47,6% среди женщин. У большинства скончавшихся диабетиков был диагностирован (и указан как "сопутствующее заболевание") коронавирус. Эти смерти также не были включены в данные оперативного штаба о смертности от COVID-19.
Аналогичная ситуация сложилась с пневмонией "без уточненного возбудителя" — в апреле-мае прирост умерших от нее по сравнению с февралем-мартом составил 1,5 раза среди мужчин и 1,7 раза среди женщин.
"Частота случаев смерти от неустановленных причин выросла в 1,6 раза у мужчин и 2,2 раза у женщин", — установили авторы исследования.
В список болезней, на которые предположительно списывались смерти коронавирусных пациентов, также вошли нефрит, болезни мочеполовой системы, поражение сосудов мозга, инфаркт мозга, ишемическая болезнь сердца, поликистоз почек и др.