Президент России Владимир Путин 14 мая провёл телефонные переговоры со своим финским коллегой Саули Ниинистё. Главной темой состоявшейся беседы стало намерение Хельсинки подать заявку на вступление страны в НАТО, сообщается на сайте Кремля.
Проведён откровенный обмен мнениями в связи с объявленным руководством Финляндии намерением подать заявку на вступление в НАТО, — пояснили в пресс-службе администрации российского президента.
Путин в ходе разговора особо подчеркнул, что отказ Финляндии от традиционной политики военного нейтралитета станет ошибкой, поскольку со стороны России никакой угрозы безопасности этой страны нет — тогда как её вступление в НАТО неизбежно окажет негативное влияние на двусторонние отношения.
Кроме того, как говорится в сообщении Кремля, Путин и Ниинистё обсудили ситуацию на Украине. Российский лидер ознакомил финского коллегу с ситуацией в переговорном процессе.
Президент и премьер-министр Финляндии 12 мая высказались в поддержку её вступления в Североатлантический альянс. В совместном заявлении они подчеркнули, что заявку необходимо подать как можно скорее.
Вступление Финляндии в НАТО будет угрожать безопасности России, прокомментировал планы Хельсинки пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его мнению, расширение НАТО и его приближение к границе с Россией не делает мир и Евразийский континент более безопасными. В случае если Финляндия вступит в Североатлантический альянс, это будет прямым нарушением международно-правовых обязательств, заявили в Министерстве иностранных дел России.
При этом глава МИД Финляндии Пекка Хаависто назвал Россию «важным соседом», а постоянный представитель страны при НАТО Клаус Корхонен заявил, что Хельсинки не фиксирует никакой «нестандартной активности» со стороны России и не видит с её стороны военной угрозы.
Против членства Финляндии в НАТО выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, отметив, что Анкару не устраивает позиция Хельсинки по поводу РПК (Рабочей партии Курдистана, которую турецкие власти считают террористической организацией). Эксперты предположили, что Турция может либо вмешаться в процесс принятия и предотвратить появление в Альянсе новых членов, либо выторговать для себя какие-либо преференции в обмен на согласие.