С 1 июля общественный транспорт в Эстонии станет бесплатным

Власти Эстонии предложили всем регионам вслед за Таллином отменить плату за проезд в общественном транспорте для жителей страны. Таким образом они надеются сократить пользование личными автомобилями и вредные выбросы.

  • Все уезды Эстонии получат право отменить плату за проезд в общественном транспорте с 1 июля. Они могут последовать примеру столицы. Таллинцы уже пятый год не платят за проезд. Власти признали этот эксперимент удачным.
  • Как и в Таллине, льгота будет действовать только для местных жителей — зарегистрированных в качестве постоянных резидентов того или иного муниципалитета.
  • Идея бесплатного общественного транспорта обсуждается во многих странах Евросоюза. Некоторые города Франции и Германии близки к введению такой системы, а в отдельных населенных пунктах Великобритании уже сейчас по выходным на городском транспорте можно проехать бесплатно.

    Пример Таллина

    • В 2013 году в столице Эстонии провели референдум. Тогда 75% жителей Таллина высказались за отмену платы за проезд в городском транспорте. Вместо нее был введен единовременный сбор в размере 2 евро за регистрацию постоянного резидента.
    • Для приезжих из других городов и районов Эстонии и иностранцев общественный транспорт Таллина остался платным.
    • Таллинские чиновники уверяют, что заработали на плате за статус резидента и дополнительных налоговых поступлениях вдвое больше, чем потратили на работу бесплатного городского транспорта.

    «Мы не только покрываем расходы [на транспорт], но и получаем дополнительный доход», — говорит Аллан Алакула, глава таллинского офиса Евросоюза.

    • За 2014 год (первый год эксперимента) пользование городским транспортом в Таллине выросло на 14%, а число личных автомобилей сократилось на 5%, что вроде бы свидетельствует об ошеломительном успехе нововведения.
    • Сайт мэрии столицы Эстонии сообщает, что бесплатный городской транспорт не только помог малообеспеченным горожанам. Более состоятельные жители Таллина стали больше перемещаться по городу и больше тратить в кафе и магазинах тех районов, где они не проживают.

    Эксперты сомневаются

    • Главной целью отмены платы за пользование общественным транспортом было сокращение пользования личными автомобилями, уменьшение пробок и сокращение вредных выбросов. Власти Таллина не предоставляют статистики на сей счет. Независимый анализ, проведенный в 2016 году учеными из Нидерландов и Швеции, показал что опыт Таллина на тот момент не свидетельствовал о том, что бесплатный общественный транспорт решает экологические проблемы. Напротив, он даже в известной мере навредил здоровью горожан.
    • Во-первых, привлеченные транспортной «халявой» таллинцы стали ходить пешком на 40% меньше. Во-вторых, несмотря на уменьшения числа личного автотранспорта пробег оставшихся персональных авто несколько увеличился. Это означает, что выбросы CO2 остались примерно на том же уровне.
    • Впрочем, эксперты признали, что у них недостаточно данных о негативном влиянии отмены платы за проезд на экологию и здоровье горожан. Они сделали осторожный вывод о том, что «долгосрочные последствия бесплатного общественного транспорта по-прежнему еще предстоит оценить».

    Источник: Хайтек+

    Новости партнеров