С 1 июля общественный транспорт в Эстонии станет бесплатным
С 1 июля общественный транспорт в Эстонии станет бесплатным
Власти Эстонии предложили всем регионам вслед за Таллином отменить плату за проезд в общественном транспорте для жителей страны. Таким образом они надеются сократить пользование личными автомобилями и вредные выбросы.
Все уезды Эстонии получат право отменить плату за проезд в общественном транспорте с 1 июля. Они могут последовать примеру столицы. Таллинцы уже пятый год не платят за проезд. Власти признали этот эксперимент удачным.
Как и в Таллине, льгота будет действовать только для местных жителей — зарегистрированных в качестве постоянных резидентов того или иного муниципалитета.
Идея бесплатного общественного транспорта обсуждается во многих странах Евросоюза. Некоторые города Франции и Германии близки к введению такой системы, а в отдельных населенных пунктах Великобритании уже сейчас по выходным на городском транспорте можно проехать бесплатно.
Пример Таллина
В 2013 году в столице Эстонии провели референдум. Тогда 75% жителей Таллина высказались за отмену платы за проезд в городском транспорте. Вместо нее был введен единовременный сбор в размере 2 евро за регистрацию постоянного резидента.
Для приезжих из других городов и районов Эстонии и иностранцев общественный транспорт Таллина остался платным.
Таллинские чиновники уверяют, что заработали на плате за статус резидента и дополнительных налоговых поступлениях вдвое больше, чем потратили на работу бесплатного городского транспорта. «Мы не только покрываем расходы [на транспорт], но и получаем дополнительный доход», — говорит Аллан Алакула, глава таллинского офиса Евросоюза.
За 2014 год (первый год эксперимента) пользование городским транспортом в Таллине выросло на 14%, а число личных автомобилей сократилось на 5%, что вроде бы свидетельствует об ошеломительном успехе нововведения.
Сайт мэрии столицы Эстонии сообщает, что бесплатный городской транспорт не только помог малообеспеченным горожанам. Более состоятельные жители Таллина стали больше перемещаться по городу и больше тратить в кафе и магазинах тех районов, где они не проживают.
Эксперты сомневаются
Главной целью отмены платы за пользование общественным транспортом было сокращение пользования личными автомобилями, уменьшение пробок и сокращение вредных выбросов. Власти Таллина не предоставляют статистики на сей счет. Независимый анализ, проведенный в 2016 году учеными из Нидерландов и Швеции, показал что опыт Таллина на тот момент не свидетельствовал о том, что бесплатный общественный транспорт решает экологические проблемы. Напротив, он даже в известной мере навредил здоровью горожан.
Во-первых, привлеченные транспортной «халявой» таллинцы стали ходить пешком на 40% меньше. Во-вторых, несмотря на уменьшения числа личного автотранспорта пробег оставшихся персональных авто несколько увеличился. Это означает, что выбросы CO2 остались примерно на том же уровне.
Впрочем, эксперты признали, что у них недостаточно данных о негативном влиянии отмены платы за проезд на экологию и здоровье горожан. Они сделали осторожный вывод о том, что «долгосрочные последствия бесплатного общественного транспорта по-прежнему еще предстоит оценить».