
Власти Эстонии предложили всем регионам вслед за Таллином отменить плату за проезд в общественном транспорте для жителей страны. Таким образом они надеются сократить пользование личными автомобилями и вредные выбросы.
- Все уезды Эстонии получат право отменить плату за проезд в общественном транспорте с 1 июля. Они могут последовать примеру столицы. Таллинцы уже пятый год не платят за проезд. Власти признали этот эксперимент удачным.
- Как и в Таллине, льгота будет действовать только для местных жителей — зарегистрированных в качестве постоянных резидентов того или иного муниципалитета.
- Идея бесплатного общественного транспорта обсуждается во многих странах Евросоюза. Некоторые города Франции и Германии близки к введению такой системы, а в отдельных населенных пунктах Великобритании уже сейчас по выходным на городском транспорте можно проехать бесплатно.
Пример Таллина
- В 2013 году в столице Эстонии провели референдум. Тогда 75% жителей Таллина высказались за отмену платы за проезд в городском транспорте. Вместо нее был введен единовременный сбор в размере 2 евро за регистрацию постоянного резидента.
- Для приезжих из других городов и районов Эстонии и иностранцев общественный транспорт Таллина остался платным.
- Таллинские чиновники уверяют, что заработали на плате за статус резидента и дополнительных налоговых поступлениях вдвое больше, чем потратили на работу бесплатного городского транспорта.
«Мы не только покрываем расходы [на транспорт], но и получаем дополнительный доход», — говорит Аллан Алакула, глава таллинского офиса Евросоюза.
- За 2014 год (первый год эксперимента) пользование городским транспортом в Таллине выросло на 14%, а число личных автомобилей сократилось на 5%, что вроде бы свидетельствует об ошеломительном успехе нововведения.
- Сайт мэрии столицы Эстонии сообщает, что бесплатный городской транспорт не только помог малообеспеченным горожанам. Более состоятельные жители Таллина стали больше перемещаться по городу и больше тратить в кафе и магазинах тех районов, где они не проживают.
Эксперты сомневаются
- Главной целью отмены платы за пользование общественным транспортом было сокращение пользования личными автомобилями, уменьшение пробок и сокращение вредных выбросов. Власти Таллина не предоставляют статистики на сей счет. Независимый анализ, проведенный в 2016 году учеными из Нидерландов и Швеции, показал что опыт Таллина на тот момент не свидетельствовал о том, что бесплатный общественный транспорт решает экологические проблемы. Напротив, он даже в известной мере навредил здоровью горожан.
- Во-первых, привлеченные транспортной «халявой» таллинцы стали ходить пешком на 40% меньше. Во-вторых, несмотря на уменьшения числа личного автотранспорта пробег оставшихся персональных авто несколько увеличился. Это означает, что выбросы CO2 остались примерно на том же уровне.
- Впрочем, эксперты признали, что у них недостаточно данных о негативном влиянии отмены платы за проезд на экологию и здоровье горожан. Они сделали осторожный вывод о том, что «долгосрочные последствия бесплатного общественного транспорта по-прежнему еще предстоит оценить».