Рэпер Кирилл Толмацкий, известный под псевдонимами Децл, Le Truk и Juzeppe Jostko, скончался в ночь на 3 февраля после выступления в одном из клубов Ижевска. По предварительным данным, причиной смерти стала остановка сердца, но медэкспертиза по результатам взятых анализов еще продолжается.
Сегодня утром в Центральной клинической больнице (ЦКБ) управделами президента прошла гражданская панихида, а после нее - отпевание и похороны на Пятницком кладбище. Инфо24 рассказывает о том, как рэпера проводили в последний путь и почему не стоит зацикливаться на образе Децла-подростка с текстами для малолеток.
Панихида без микрофонов
Прощание в ЦКБ началось в 11.00, но как минимум за полчаса до этого рядом с большим ритуальным залом уже собралась пара сотен человек. От метро Крылатское до больницы шли абсолютно разные люди. Поклонники в широких джинсах, простых спортивных штанах, балахонах, иногда в косухах, с дредами и без, в основном с цветами, но порой и с пивом. В толпе они смешивались с уже более стильными рэперами - короткострижеными, бородатыми, в черных очках и дорогой одежде (среди них известные диджеи и MC, как, например, ST). В компании последних и сами по себе - красивые девушки, иногда очень похожие на моделей. Потом снова мужчины, но уже в пиджаках. А еще школьники и первокурсницы; те, кому за сорок, и даже редкие пенсионеры. Но большая часть пришедших - ровесники Толмацкого. Сам он в последнем своем интервью на «Муз-ТВ» говорил о том, что его основная аудитория - люди в возрасте от 30 до 40.
https://www.youtube.com/watch?v=1dloCH1Tw_8
Журналистов с камерами на территорию больницы не пускали, поэтому внутрь удалось попасть только тем, кому для робких снимков и заметок достаточно смартфона. Посередине зала стоял открытый гроб, недалеко - всего три венка. И стулья, на которых сидели родители Кирилла, Ирина и Александр Толмацкие, его жена Юля и сын Антонио. Рядом с ними - рэпер Лигалайз.
С уверенностью можно говорить о том, что проводить Децла в последний путь пришло не намного меньше людей, чем на панихиды по Иосифу Кобзону или Дмитрию Хворостовскому. Сотни друзей, коллег, поклонников подходили к гробу, клали руки на грудь кумира, а кто-то даже погладил волосы. Говорили ему что-то тихо, стоек с микрофонами для торжественных речей в зале не было. От гроба и изящные женщины, и крепкие мужчины удалялись к стенам зала и плакали, или же просто стояли, глядя в пустоту. Но администратор торопил: «Те, кто простились, пожалуйста, проходите, выход - вон там, есть еще желающие проститься».
«Випов» было замечено не так уж и много - уже упомянутые Лигалайз и ST, заслуженный артист России Аркадий Укупник, адвокат Роман Лалаян, телеведущий Артур Цветков (виджей Арчи). Но, возможно, журналисты не узнали некоторых современных рэп-исполнителей (своя тусовка тут точно была) и постаревших эстрадных звезд с их продюсерами. Фанаты и пресса пытались снимать гроб и, конечно же, убитых горем Толмацких, но эти попытки пресекали ритуальные служащие.
Были люди и «поумнее», чем папарацци. «МК» писал о том, что к семье подошел мужчина и спросил: «Ну что, все-таки тромб?». Александр Толмацкий закрыл лицо. Мать Кирилла Ирина все же ответила: «Надо было его лечить. Не слушать его, а тащить в больницу. Он же ел не пойми как, все на ходу. Постоянно находился в полусогнутом положении - бесконечные машины, самолеты, он столько ездил. Говорил мне: «Мама, я ненавижу эти машины». Он уставал сильно. Не жалел себя».
А потом кто-то случайно уронил крест, который стоял на выходе из зала, что дало повод некоторым СМИ тут же написать о плохих приметах. Еще на асфальте рядом с больницей появилась надпись белым мелом: «Децл RIP».
В конце церемонии прощальные слова произнес Александр Толмацкий, который много лет не общался с сыном.
«Прости меня, ты был очень хорошим сыном. Спасибо всем, кто пришел, спасибо вам. Давайте похлопаем ему», - попросил отец рэпера.
Толпа, собравшаяся в ритуальном зале аплодировала долго, как это обычно бывает на прощаниях с актерами театра и кино. Но отличие у этой церемонии было - часть людей засвистели и прокричали «Йоу!».
Потом из разных концов зала тихо, но так, чтобы было слышно, заплаканные поклонники говорили Кириллу и его родителям: «Спасибо за детство», «Спасибо за такого сына», «Прощай, маленький Моцарт» (австрийский композитор тоже умер в 35 лет).
Впрочем, кто-то из толпы выделился обещанием «отомстить» за певца и «наказать» виновных его в смерти. Отметим, что в СМИ тиражировалась версия о возможной вине врачей, которые не смогли помочь артисту, а то и вовсе навредили ему, оказывая первую помощь. Однако Александр Толмацкий попросил молодого человека не устраивать провокаций, выйти из помещения и сделать что-то доброе, вспомнив хорошие поступки Кирилла.
Когда же, по просьбе администраторов, поклонники начали покидать ритуальный зал, кто-то из них предложил похлопать рэперу еще раз. Просьбу поддержали.
Мелодии кладбища
Похороны на Пятницком начались с отпевания в местном храме Живоначальной Троицы. Оно продолжалось минут 40, молодые люди с дредами держали свечки, вместо них сегодня пели священники: «Господи, упокой душу раба твоего». Помолиться за Кирилла на кладбище приехали до двух сотен человек. Брутального вида мужчина раздавал тоненькие свечки с бумажками, чтобы не капал воск.
Потом в храме со скрежетом закрыли гроб, вынесли его на улицу, и пришедшие выстроились в узкую очередь к месту захоронения. Пока все стояли, между людьми протиснулось несколько женщин со словами о том, что мать Кирилла попросила включить его музыку. Но песен долго не было слышно, зато кричали птицы.
Тем временем молодые люди курили, обсуждали свои музыкальные планы и чьи-то гастроли. Очередь не двигалась, хотя музыканта уже похоронили. Вдруг кто-то с цветами не выдержал и сократил расстояние по сугробам, через чужие могилы. А потом на внешней аудиосистеме рядом с горкой свежей земли все же ненадолго включили трек:
«В башке хлам, от тупых реклам.
От тех стереотипов, что навязывают нам.
Но Вавилон забыл, что есть растаман.
Так что знаешь, Боже, похоже, у меня есть план».
Один из пришедших на похороны, разговаривая с представителем старшего поколения, сказал: «Сегодня день рождения Боба Марли. Всемирный праздник, в первый раз встречаю его так».
Если говорить честно, то после ухода Кирилла Толмацкого с попсовой рэп-эстрады о нем все забыли. Вспоминался он редко - например, из-за сравнительно недавнего скандала с Бастой. Между тем преданные фанаты взрослели вместе с ним и его песнями. И для них нормально, а для нас удивительно, что он стал в том числе «социальным MC». Вот о чем он поет, например, в своих «Звуках оркестра»:
«Держимся вместе и сочиняем песни,
Чтобы потом исполнить их в разгар репрессий.
Взрывные смеси ненависти и лести
Помогут потушить наши биты и тексты.
Настало время мессий всея Руси,
Время отчаянных поэтов, социальных MC,
Время сейчас, и не тормози,
Пока есть сила слова, гордо его неси...».
Есть и другая публицистика:
«Унылые лица, усталая вялость,
Голодные люди, сытая власть.
В этой стране ничего не менялось -
Вечные пробки, стройки, грязь».
Впрочем, «неважно, кто там у руля», говорит MC, ведь в конечном счете все поглотит прогресс.
Что ж, будем верить.