По приблизительным подсчетам, 150 тысяч граждан Северной Кореи трудятся за рубежом, что приносит северокорейским властям почти $1,5 млрд долларов в год. Бывший заместитель посла Пхеньяна в Лондоне Тае Йонг-хо заявил, что большая часть этих денег идет на финансирование ядерной программы Ким Чен Ына: «Если бы эти деньги использовались для развития мирной экономики страны, она была бы в гораздо лучшем состоянии.
Wong Maye-E/AP/TASS
Так на что же идут эти средства? На предметы роскоши частного пользования семьи Ким Чен Ына, ядерную программу и армию. Это факт».
Международная команда журналистов расследовала это дело на протяжении двух лет в Китае, России и Польше. Во Владивостоке под предлогом покупки квартиры журналисты встретились с северными корейцами, которые работают в жилых домах.
BBC: Сколько вы здесь зарабатываете?
Рабочий из Северной Кореи: Сейчас все деньги уходят нашему капитану.
BBC: Капитану? Вашему начальнику? Он русский?
Рабочий: Нет, он из Северной Кореи.
Рабочие боялись открыто говорить с незнакомцами. Однако один из них согласился на анонимную беседу с корейским журналистом. «С нами здесь обращаются как с собаками, нам приходится питаться грязью. Это нечеловеческие условия», – рассказал он сотруднику BBC. Также он сообщил журналисту, что рабочим приходится отдавать большую часть заработанных денег: «Некоторые называют это «партийной обязанностью», другие – «революционной обязанностью». Тем, кто не может заплатить, нельзя тут оставаться. Десять лет назад речь шла о 15 тыс. рублей в месяц. Сейчас – в два раза больше».
Считается, что на польских верфях работает около 800 северокорейцев, по большей части, сварщиками и рабочими общего профиля. В Щецине под видом представителей агентства по подбору персонала журналисты встретились с общительным сотрудником охраны. «В Щецине северные корейцы повсюду. Они работают здесь и в других компаниях. Они как мы во времена коммунизма. Понятно, почему они не могут говорить. Их могут переманить на Запад», - рассказал он журналистам.
Wong Maye-E/AP/TASS
Охранник познакомил журналистов, работавших под прикрытием, с прорабом северокорейских рабочих. «Наши ребята находятся в Польше исключительно с целью работы. Они берут только неоплачиваемые отпуска. Когда приближается время сдачи работы, мы работаем без перерыва. Не как поляки. Они работают восемь часов в день, а потом идут домой. Мы не так. Мы работаем столько, сколько понадобится» – рассказал прораб.
Посольство Северной Кореи в Варшаве заявляет, что его граждане работают в соответствии с польским законом и постановлениями ЕС. Польское правительство, в свою очередь, уверяет, что проводит регулярные проверки и не выявило факта отправки заработанных средств обратно в Северную Корею. Также польские власти сообщают, что перестали выдавать новые разрешения на работу северным корейцам.
Польский управляющий компании JMA провел команду журналистов под прикрытием по верфи:
Управляющий: Здесь живут азиаты и украинцы. Это наш «отель» для этих ребят.
BBC: То есть они живут непосредственно на своих рабочих местах?
Управляющий: Да, так им не приходится долго добираться. Потому что если бы они жили в городе, они могли бы не найти дорогу обратно после выходных.
Позднее, во время встречи за обедом, он признал, что стало сложнее получать разрешения на работу для рабочих из Северной Кореи. Однако саму практику он поддерживает: «Люди говорят, что все это поддерживает режим. И люди не хотят этого. Мы это понимаем. Но с другой стороны, если обычные рабочие что-то с этого получают – это уже другой вопрос. Если они что-то получают, то это уже хорошо. Потому что они могут хоть мельком увидеть мир. И они зарабатывают немного злотых или немного долларов. И это, возможно, помогает всей семье».
Wong Maye-E/AP/TASS
Бывший заместитель посла Северной Кореи в Лондоне Тае Йонг-хо заявил следующее: «Несомненно, деньги, заработанные рабочими за рубежом, помогают их семьям в Северной Корее выжить. Но нужно ли снимать санкции для этого? Как иначе мы можем остановить стабильный прогресс Северной Кореи в сфере ядерных технологий и межконтинентальных ракет?»
В своем официальном заявлении компания JMA отрицает факт найма северокорейских рабочих и сообщает также, что, насколько им известно, все сотрудники компании работают на законных основаниях.
Члены ООН в декабре пришли к согласию по поводу новых санкций, которые должны положить конец использованию северокорейской рабочей силы за рубежом. Однако принимающим странам дается два года на исправление ситуации.