sunny
5°С Москва
USD 79.02
EUR 90.56
BTC 86,969.06
10:24 24 ноября 2025
Экономика

В ЦБ призвали запретить маркетплейсам продавать банковские продукты

Глава ЦБ призвала Минэкономики ограничить финансовые продукты марктплейсов

В ЦБ призвали запретить маркетплейсам продавать банковские продукты Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина поддержала банки в их споре с маркетплейсами и призвала Минэкономики РФ запретить онлайн-платформам продавать финансовые продукты. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо, направленной председателем ЦБ главе экономического ведомства Максиму Решетникову.

В первую очередь Набиуллина призвала запретить онлайн-платформам устанавливать различные цены на товары в зависимости от способа оплаты. Этот процесс, по её мнению, должен контролироваться Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, глава Центробанка настаивает, что маркетплейсы не должны предлагать продукты дочерних банков, имеющие «заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка».

В Минэкономики заявили изданию, что письмо председателя ЦБ уже прорабатывается. В ведомстве отметили, что ограничения относительно применения скидок необходимо рассматривать комплексно, прогнозируя последствия для продавцов и покупателей, а также влияние запретов на банковский рынок в целом.

Скандал вокруг скидок на онлайн платформах по банковским картам маркетплейсов разразился 18 ноября, когда глава «Сбера» Герман Греф пожаловался, что онлайн-платформы не доплатили государству порядка 1,5 триллиона рублей налогов из-за системы скидок. Некоторые платформы предлагают пользователям покупать товары по заниженной цене при оплате картой маркетплейса. Банки считают, что такие системы лояльности создают неравные условия для остальных участников рынка.

«Во многих странах маркетплейсам по закону запрещено иметь свои банки, но, к счастью для коллег, наш регулятор пока этого не требует, и мы его предложения поддерживаем», — заявил главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский.

В Wildberries предложение Набиуллиной назвали избыточным. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов подчеркнул, что подобное требование «открытости» выглядит двусмысленно со стороны кредитных организаций. Он подчеркнул, что у банков полностью закрытые экосистемы, где оплата услуг возможна исключительно картами этого же банка.

«При честной конкуренции правила должны быть едиными для всех. Нельзя сначала дать бизнесу зелёный свет на развитие, а затем менять правила игры только для одной группы игроков, сохраняя привилегии для другой», — подчеркнул Соколов.

Партнер юрфирмы «Косенков & Суворов» Денис Косенков также напомнил, что банки давно запустили различные системы лояльности, включающие скидки и кешбек. Кредитные организации используют методики, аналогичные схемам маркетплейсов, однако «ни у кого нет вопросов к ним».

В Ozon эту точку зрения поддержали и заявили, что при введении запретов для маркетплейсов справедливо распространить идею на всех участников рынка. Так, например, баллы «СберСпасибо» не должны начисляться и списываться при оплате сервисов «Сбер» или товаров «Мегамаркета», принадлежащего Сбербанку.

Ранее основательница Wildberries Татьяна Ким высказалась относительно предложений запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате картами их собственных банков. Предпринимательница призвала кредитные организации соблюдать правила честной конкуренции, а не «наказывать» такие компании, как Ozon и WB.