Если проблемы на рынке таксомоторных перевозок будут и дальше усугубляться, то ситуация может обернуться резким дефицитом водителей и возвращением во времена Советского Союза, когда такси было роскошью. Об этом Инфо24 заявил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, комментируя повышение тарифов в «Яндекс-такси» из-за нехватки водителей. По мнению эксперта, задача регуляторов заключается в том, чтобы разрешить этот «конфликт интересов».
«Важно, чтобы те, кто работает в такси, были все-таки заинтересованы в продолжении работы, а не в уходе с рынка. Если будет продолжаться такая ситуация и тем более интенсифицироваться, конечно, будет дефицит водителей. Мы тогда вернёмся во времена Советского Союза, когда такси было роскошью, а вызвать его, поймать было целой проблемой», — поделился воспоминаниями экономист.
По словам Остапковича, нужно найти «золотую середину» в этом вопросе. Совершать правовое регулирование в сфере таксомоторных перевозок — это правильное начинание, однако важно не переусердствовать в этом деле, чтобы не создать «запретительный фон», когда рынок начинают массово покидать сами водители.
«С одной стороны, идёт в общем-то справедливое регулирование различных проблем, которые есть в такси, в частности, страхование, то есть правильное направление. С другой стороны, все это приносит издержки в виде ухода людей. То есть люди начинают мало получать денег. Им невыгодно работать в такси. Они начинают менять профессию или уезжать в другие страны», — рассказал экономист.
Ситуацию усугубляют запреты в отношении мигрантов и сфер деятельности, где они могут работать. Экономист напомнил, что таксопром традиционно является тем рынком, где их всегда было много.
«Идет тенденция сокращения мигрантов. То есть в некоторых регионах вообще запрещают в отдельных видах деятельности работать мигрантам, а все-таки в коммунальных услугах, в таксопроме мигрантов очень много, и, на мой взгляд, они приносят большую пользу. Мигрантов встраивать в российское общество, то есть, чтобы они были полезны гражданскому обществу и сами себя ощущали гражданами, то есть не лишать их каких-то функций, которые имеют граждане России, конечно, если они приехали не на полевые работы, на 2-3 месяца, а с планами оформления гражданства», — рассуждает эксперт.
В то же время Остапкович подчеркнул, что высокие тарифы в «Яндекс-такси» не повод устраивать проверку деятельности этой компании, потому что проблема давно назрела и требует комплексного решения.
«Понимаете, деятельность ФАС здесь нужна, но только все должно быть разумно, логично и продуктивно. Яндекс-такси все-таки приносит пользу. Вот я говорю, найти какой-то компромисс. Все органы должны работать и регуляторы, и Федеральная антимонопольная служба. Нужно найти какую-то золотую середину», — подытожил экономист.