
Издания "Сети городских порталов" задались вопросом о местонахождении жителя Уфы Артема Мазова, который убил своих маленьких сыновей в отместку жене и исчез. С тех пор прошло полтора года, но о мужчине нет никаких известий.
В октябре 2019 года 37-летний Артем Мазов крупно поругался со своей супругой Эльмирой: она заявила, что намерена подать на развод. После ссоры мужчина взял сыновей, пятилетнего Вячеслава и восьмилетнего Илью, и сказал жене, что поведет их погулять.
Через некоторое время Мазов позвонил жене и спросил, всерьез ли она говорила о разводе и не намерена ли передумать. Женщина подтвердила свое намерение от него уйти. Как потом выяснилось, в этот момент Артем с сыновьями находился вблизи реки Уфимки. Судя по всему, он еще до выхода из дома допустил возможность убийства мальчиков -- и рассматривал звонок Эльмире как "последний шанс".
С той прогулки Артем сыновей так и не привел: все трое исчезли, и организованные спасателями масштабные поиски не дали никаких результатов. В июне 2020 года рыбак обнаружил тело одного из мальчиков в водах Уфимки -- случайно, зацепившись за труп блесной. Второго ребенка через несколько часов вслед за его братом нашли в другой части города, на берегу реки Белой, в зарослях возле воды. На него тоже наткнулись рыбаки -- решили посмотреть, откуда идет сильный специфический запах.
Учитывая состояние, в котором находились тела на момент обнаружения, судебно-медицинская экспертиза была практически бессильна. Ей удалось установить лишь одно: мальчики не были задушены -- у обоих остались целыми подъязычные косточки. Так что формально нет даже доказательств того, что их смерть была насильственной.
Отец Славы и Ильи числится пропавшим до сих пор.
Жители Уфы увидели в этой истории множество странных нестыковок. Некий аноним из силовых структур, не имевший отношения к расследованию дела, заявил журналистам, что то, как были найдены тела маленьких братьев, -- "самая большая загадка". По его словам, с точки зрения знакомых ему криминальных реалий это абсолютный нонсенс: мальчиков, которых тщательно искали, но не могли найти на протяжении восьми месяцев, вдруг обнаружили практически одновременно, с разницей около шести часов.
В соцсетях высказывались предположения о том, что тела могли быть подброшены "настоящим убийцей" незадолго до того, как были найдены. Некоторые были уверены, что мальчики оставались живы еще какое-то время после исчезновения, и с этим как-то связана бесследная пропажа их отца.
Начальник водолазной службы Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС РФ Александр Чачин заверял, что сигналы об обнаружении тел поступили от двух никак не связанных друг с другом рыбаков. Некоторые силовики (правда, на условиях анонимности) давали понять, что "такие совпадения все-таки бывают".
Смутило журналистов и расстояние, на котором тела детей оказались друг от друга -- 17 километров по шоссе, 45 километров по воде. Уже упомянутый Чанин опять же заверил, что в этом нет ничего удивительного. А источник в спецслужбах предположил, что мальчики, скорее всего, были утоплены вместе, но тело одного из них могло застрять в русле Уфимки, которую на следующий день прихватило льдом, а второе было унесено в Белую, куда Уфимка впадает.
Еще один вопрос, мучающий журналистов, связан с одеждой братьев. Чанин сообщал, что тела на момент обнаружения "сильно разложились" -- впрочем, об этом и так нетрудно догадаться. Осведомленный о ходе следствия источник рассказал, что из-за состояния трупов опознание проводили "в том числе и по одежде". По его словам, Эльмира Мазова ездила в морг, и сомнений в том, что это ее сыновья, у женщины не возникло.
Фотографии тел, сделанные вскоре после их обнаружения, были опубликованы в соцсетях и СМИ. Источник в силовых структурах подтвердил их подлинность. Но одежда, видневшаяся на этих снимках, не совпадала с тем перечнем, который фигурировал в ориентировке на поиск мальчиков. Так, на сайте Следкома говорилось, что Илья на момент исчезновения был в зеленой куртке, а на фото видна разноцветная -- с красными, голубыми и синими вставками. Цвета одежды, в которой нашли Вячеслава, по снимку вообще невозможно определить.
Источник в полиции нашел этому объяснение: по его словам, при описании примет Ильи произошла "человеческая ошибка" -- составлявший его сотрудник "просто перепутал" или "не так щепетильно подошел" к делу, а одежду Вячеслава "замыло илом", поэтому ее цвета неразличимы. Почему вещи мальчиков, тела которых находились в воде на протяжении одного и того же срока, оказались в таком разном состоянии, он не уточнял.
Другая странность -- в опознании по ДНК. О нем журналистам рассказал один из осведомленных о ходе следствия источник. По его словам, экспертиза проводилась из-за сильного разложения, причем по той же причине использовались только зубы. Родственники мальчиков, узнав об этом, были поражены: их дедушка Аркадий заявил, что никому из семьи об этом исследовании не сообщили, в том числе и Эльмире. Откуда в таком случае брали материал для сравнения, непонятно.
Но самая большая загадка в этом деле -- куда пропал Артем Мазов. Свидетели говорили, что незадолго до исчезновения видели его в хозяйственном магазине, где он покупал моток бельевой веревки. Это навело многих на мысль, что мужчина, скорее всего, покончил с собой где-то в безлюдном месте. Насчет того, почему никто с тех пор не наткнулся на его тело, можно строить разные предположения. Не видели его и живым -- при том, что он был объявлен в федеральный розыск со дня исчезновения, а после обнаружения тел мальчиков -- еще и в международный, по линии Интерпола.
В мае, когда вода станет потеплее, будет совершена еще одна попытка найти труп Мазова -- исходя из гипотезы о том, что он мог утонуть вместе с сыновьями. По берегам Уфимки и Белой пройдут пешие патрули, акваторию обеих рек прочешут на катерах, а водолазы проверят все места, где "могут скапливаться объекты". Отец Артема Аркадий, между тем, продолжает верить, что тот жив, и через башкирские СМИ попросил сына ему позвонить.