По данным franshiza.ru, на начало 2024 года в России насчитывалось около 3,5 тысячи франшиз. Среди них есть как известные проекты с опытной командой и десятками лет истории, так и совсем новые и неизвестные бренды. Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT, приводит пять аргументов, почему выбор бренда по франшизе может повлиять на успешность проекта в будущем.
Если человека встречают по одежде, то впереди бизнеса идет его репутация и сила бренда. Когда мы начинаем заниматься фитнесом и приходим в клуб, то доверяем в том числе самое ценное: свое здоровье. В такой ситуации важно, чтобы бренд ассоциировался с качеством услуг, профессионализмом тренеров и результатами, которые достигают их клиенты.
Только открывшимся фитнес-клубам известный бренд помогает сгенерировать стартовый трафик, быстрее выйти на точку безубыточности и начать зарабатывать. Например, в XFIT новые проекты добавляются на карты и в мобильное приложение, поэтому клиенты имеют возможность сразу понять, что рядом с ними открылся фитнес-клуб. Узнаваемый логотип привлекает и уличный трафик, который с большей вероятностью конвертируется в клиентов. Особенно хорошо работает известный на федеральном уровне бренд, если это первая точка в регионе или городе.
Второй аспект — это уровень поддержки франчайзера. Ответственные владельцы франшиз следят за тем, чтобы как можно больше проектов под их именем были финансово успешными, а качество сервиса в разных точках сети соответствовало бенчмарку всего бренда. Поэтому в XFIT сопровождают новых партнеров на всех этапах подготовки проекта. Выбор помещения, разработка планировки и дизайна, закупка оборудования, наем персонала, маркетинг и старт предпродаж — все эти этапы проходят под надзором команды франчайзинга. Такая поддержка особенно важна начинающим предпринимателям и тем, кто пока не имеет опыта в фитнес-индустрии.
В рамках поддержки отдельное внимание франчайзер должен уделять финансовой и бизнес-модели. Её устойчивость и адаптивность напрямую зависит от количества открытых точек и уровня оцифрованности бизнес-процессов. Известные бренды с большим количеством филиалов за счет масштаба могут выводить собственные закономерности и качественно использовать их для улучшения бизнес-модели. Это третья причина, по которой следует делать выбор в пользу известного бренда.
Следующий момент — инновации и адаптивность. При покупке франшизы важно изучить, что ещё кроме известного имени получит партнер. Например, это может быть собственное мобильное приложение, которое заберет на себя рутинные задачи линейного персонала с записью людей на тренировки, продлением абонементов, предложением дополнительных товаров и услуг. Или собственная система ведения бизнеса, чтобы все процессы, в том числе работа служб продаж и маркетинга, загруженность залов и тренеров были полностью оцифрованы и позволяли вместе с франчайзером закрывать проблемные зоны, основываясь на данных, а также находить новые точки роста.
Пятая причина, по которой важно правильно выбрать бренд для открытия по франшизе —долгосрочные перспективы. Поскольку фитнес-клуб открывается не на год и не на два, необходимо изучить не только финансовые показатели, но и перспективы роста бренда на ближайшие годы, его стратегические планы и ценности. Потому что, если компания сталкивается с трудностями или рынок для ее продукции уменьшается, это может повлиять и на ваш бизнес.
Здесь также бывает полезно изучить кейсы, как бренд справляется с фундаментальными сложностями на рынке. Например, в России безработица остается на историческом минимуме — по данным Росстата всего 2,4%. Понимая, что эта ситуация долгосрочная, у XFIT есть своя академия, которая готовит будущих тренеров по собственным стандартам с дальнейшим трудоустройством и выдает им документы об образовании государственного образца.