sunny
19°С Москва
USD 92.51
EUR 98.91
BTC 63,480.21
13:38 3 ноября 2021
Общество

Адвокат объяснил, почему Ozon не должен отдавать товары за рубль из-за сбоя

Адвокат Аграновский: покупка на Ozon во время сбоя равнозначна присваиванию потерянных денег

В ночь на 1 ноября на сайте компании Ozon произошёл масштабный сбой, в результате чего покупатели смогли приобрести товары по цене от одного рубля до 50 рублей. В компании вернули деньги пользователям и отказались высылать товары. Роспотребнадзор встал на сторону потребителей и заявил, что компания действует незаконно. Директор Московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Дмитрий Аграновский в беседе с Инфо24 пояснил, что закон на стороне маркетплейса, потому что граждане вряд не понимали всю нестандартность ситуации и в результате произошло их необоснованное обогащение.

В данном случае я на стороне Ozon, это был явно технический сбой. Просто представьте себе: вы приехали на заправку, а там бензин наливается бесплатно из-за сбоя. Или вы нашли чужой кошелёк с чужими деньгами. Вам же ясно, что это вряд ли законно и лучше этого не делать, — пояснил адвокат.

Есть понятие в гражданском праве: неосновательное обогащение. И предметы собственности, которые получил человек в результате неосновательного обогащения, подлежат возврату. Ozon не должен отправлять товары, проданные в результате технического сбоя. Закон, на мой взгляд, на их стороне, хотя это не освобождает их от более тщательного контроля за безопасностью, — добавил Аграновский.

Он подчеркнул, что Роспотребнадзор не является истиной в последней инстанции, а на всех крупных интернет-площадках, как правило, можно найти договор, регулирующий отношения покупателя с продавцом. Также Аграновский не согласился с позицией ведомства, что сбой на сайте маркетплейса не может считаться оправданием, поскольку нередко магазины продают товары по низким ценам в рекламных целях.

Я бы поспорил здесь с Роспотребнадзором. Да, бывает товары продаются очёнь дешёво, иногда значительно ниже себестоимости. Но это всегда специально оговаривается. Например, те же жёлтые ценники. То есть человек видит, что он участвует в акции. А если человек покупает товар в десятки раз дешевле его стоимости, то любой разумный покупатель поймёт, что он необоснованно обогащается, — уточнил адвокат.

Если бы сайт Ozon взломали хакеры, продолжил эксперт, то пользователей, которые в этот момент стали бы покупать товары по экстремально низким ценам, могли бы даже при определённых условиях обвинить в соучастии по делу о мошенничестве. По его мнению, Роспотребнадзор не совсем верно оценивает ситуацию.

Попробуй потом доказать, что ты не знал о взломе и просто случайно на сайт зашёл. У Ozon, я считаю, вполне неплохая позиция. И Роспотребнадзор, кстати, должен защищать не только покупателей, но и продавцов, в том числе в ситуациях с техническими накладками, — резюмировал Аграновский.

Об инциденте стало известно 1 ноября. Представители Ozon пояснили, что аннулировали неправильные заказы и вернули деньги пользователям. Однако вскоре в ситуацию вмешался Роспотребнадзор, который заявил, что маркетплейс действовал незаконно.

Если же на сайте продавца или маркетплейса произошел технический сбой, характеризующийся выставлением "неправильных цен" или скидок, — юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за один рубль — распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду, — сообщили в пресс-службе ведомства.

Также в Роспотребнадзоре уточнили, что покупатели могут потребовать передачу товара по оплаченной цене или же возмещения убытков. В Ozon на это ответили, что ничего из этих товаров всё равно не доставят, потому что такие «акционные» позиции закончились.

При этом телеканал «360.ru» со ссылкой адвоката и доцента МГИМО Константина Трапаидзе заявил, что в этой ситуации прав Роспотребнадзор. Эксперт сообщил журналистам, что реклама товаров на сайте и их продажа по определенным ценам является публичной офертой и продавец, указав точную цену, обязан реализовать товар именно за эту сумму.

То, что это был сбой, а не просто неверно указанные ценники, Трапаидзе не смутило. Он добавил, что товар не имеют права продавать дороже, чем указано на ценнике. За все сбои в указании цен несет ответственность продавец, уверен эксперт, ведь площадка бы не вернула деньги в случае завышения цены, если бы об этом покупателям не было известно. Адвокат считает, что в этом конфликте должен всё решить суд.

В апреле 2019 года стало известно, что несколько минут в интернет-магазине «Связной» продавались смартфоны по заниженным ценам: например, снятый с производства Philips Xenium w3568 продавался за 49 рублей, а iPhone 8 с 64 ГБ памяти — за 5,99 тыс. рублей. В пресс-службе компании «Связной» рассказали Инфо24, что сбой продолжался 15 минут. Инцидент произошёл во время плановой замены ПО. Заказать тогда телефоны по новым ценам успели 854 человека. Все они получат гаджеты за те же деньги, пообещали в компании.