Эксперты предложили ограничить иностранным компаниям доступ к данным россиян

Специалисты АНО «Цифровая экономика» предложили запретить незарегистрированным в России иностранным компаниям использовать персональные данные россиян. Эксперты считают, что таким образом удастся создать единую конкурентную среду для российских и зарубежных компаний.

Разработкой концепции занимается центр компетенций «Сколково», а ее инициатором стала Ассоциация участников рынка больших данныхСоздана в 2018 году и объединяет такие крупные компании как «МегаФон», Mail.Ru Group, Тинькофф Банк, «Сбербанк», «Яндекс» и другие. Ассоциация занимается «созданием условий для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России»..

«Российские и иностранные компании должны конкурировать, одинаково соблюдая правила ведения бизнеса в России. Нельзя при равных условиях предъявлять к российским компаниям более жесткие требования. Кроме того, некоторые иностранные компании, например Facebook, обещали открыть российское представительство или отдельное юридическое лицо, но не открыли. Мы считаем, что такие компании также обязаны соблюдать российское законодательство, иначе они не смогут получить доступ к данным российских граждан», — сообщила РБК президент Ассоциации участников рынка больших данных Анна Серебряникова.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в разговоре с Инфо24 назвал инициативу «странной» и предположил, что для ее успешной реализации придется заблокировать работу всех иностранных сервисов.

«Чтобы не дать иностранным компаниям возможность пользоваться персональными данными россиян, нужно заблокировать большую часть всех мировых сервисов, потому что так или иначе они собирают персональные данные <...> Но всегда останется тысяча и один способ обхода такого рода странных запретов или инициатив» — отметил омбудсмен.

Он также добавил, что подобные предложения не решат проблему с неисполнением российского законодательства иностранными компаниями.

«Если кто-то не исполняет российское законодательство, то это проблема того государственного учреждения, которое должно контролировать его исполнение, а введение новых инициатив, которые с точки зрения исполнения еще сложнее, чем то, что уже есть, едва ли сможет помочь улучшению ситуации», — считает Мариничев.

В конце февраля Роскомнадзор обратился в суд из-за отказа Facebook предоставить необходимые сведения о локализации баз персональных данных российских пользователей на территории России. Компании грозит штраф до пяти тысяч рублей.

В январе РКН предпринял аналогичные меры в отношении соцсети Twitter.

Сейчас читают