Министерство юстиции Финляндии предложило временно отменить действие закона, который запрещает исследовать останки затонувшего в 1994 году на Балтике парома "Эстония". Сейчас останки судна, внутри которого находятся тела более чем 700 жертв катастрофы, охраняются законом о покое погибших.
Власти Финляндии предлагают отменить действие закона с 1 июля 2021 года до конца 2024 года, чтобы провести расследование в связи с новой версией о гибели "Эстонии". Эта версия начала активно обсуждаться прессой после выхода в сентябре 2020 года нового документального фильма о катастрофе.
Автор фильма фактически нарушил запрет на исследование останков парома "Эстония", установленный законом о покое погибших, спустив к обломкам судна робота. Эта съемка позволила выявить пробоину, которая не фиксировалась в документах предыдущего расследования.
Согласно выводам расследователей, к гибели парома, на борту которого находились около тысячи человек, привело не только вышедшее из строя и отвалившееся запорное устройство, но и пробоина в корпусе. Ранее власти стран, участвовавших в расследовании кораблекрушения, отвергали все версии, связанные с дополнительными повреждениями судна.
На протяжении многих лет все требования о новом изучении останков парома отклонялись под предлогом того, что закон о покое погибших запрещает погружения к "Эстонии". Тем не менее после выхода фильма власти Эстонии, Финляндии и Швеции начали обсуждать возможность проведения дополнительного расследования.
Паром "Эстония", на борту которого находились 989 человек, затонул в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море. Судно следовало из Таллинна в Стокгольм. Погибли 852 человека, спаслись только 137 человек. Из воды подняли тела только 95 жертв, тогда как 757 оставались пропавшими без вести и позднее были признаны погибшими.
Гибель "Эстонии" -- одна из крупнейших морских катастроф XX века и самое крупное кораблекрушение из произошедших на Балтике в мирное время.
Конспирологические теории, связанные с гибелью "Эстонии", активно подпитывались серьезными расхождениями в списках пропавших и спасенных людей: не менее 11 человек из числа экипажа судна значились в списке спасенных, однако затем были объявлены пропавшими без вести. Тела этих 11 человек так и не были найдены. Их исчезновение связывали с тем, что члены экипажа могли знать реальную причину гибели парома -- высказываются предположения, что они могли быть в курсе перевозки оружия или других секретных грузов на судне.