Владельцы независимых заправок (которые не принадлежат крупным нефтяным компаниям) в 40% регионов России жалуются на нехватку дизельного топлива, сообщил РБК президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
«Независимые заправки от Приморья до Краснодара не могут купить дизельное топливо у нефтяников (крупных нефтяных компаний) мелким и средним оптом. Цены на товар в опте выставляются выше розничных — тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках», — сказал он.
Как правило, цены в розницу выше оптовых, потому что включат в себя расходы и прибыль АЗС.
После резкого скачка стоимости топлива весной 2018 года правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на уровне 30 мая. Нефтяники продолжают удерживать низкие цены на заправках, в то время как стоимость топлива в опте растет с начала сентября.
С начала года по 29 октября зимний дизель подорожал на 21,33% - с 45,56 тысяч рублей за тонну до 57,92 тысяч рублей. При этом 8% роста пришлось на октябрь.
По словам совладелицы сети частных АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерины Савкиной, на нефтебазах крупных компаний "дизеля просто нет уже 10 дней - весь объем отдан на собственные АЗС". Ее заправки вынуждены покупать дизтопливо на АЗС «Роснефти» по 42,45 рубля за литр, а у независимых заправок такое же топливо можно купить за 45,5 рубля за литр.
В России 60% заправок приходится на независимые АЗС - частные и мелкие заправки. При этом автовладельцы предпочитают заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний, которые держат "старые" цены на топливо. В свою очередь независимые заправки, которые не могут снизить цены, теряют клиентов и терпят убытки.
Накануне, 29 октября, вице-премьер Дмитрий Козак признал, что ситуация на топливном рынке находится «на грани».
«Сегодня запасы бензина и дизтоплива имеются в необходимом количестве, просто экспортная альтернатива стимулирует нефтяные компании и нефтетрейдеров экспортировать нефтепродукты, чтобы получить сверхдоходы», — отметил Козак.
Вице-премьер пообещал удерживать цены на топливо в пределах инфляции.
Федеральная антимонопольная служба признала, что в последние недели оптовая цена на дизельное топливо выросла почти до пиковых значений июня этого года. Начальник управления по топливно-энергетическому комплексу ФАС Дмитрий Махонин надеется, что правительству не придется вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.