USD

71.06

·

EUR

82.62

·

BTC

62,673.60

14 нояб. 2018 / 20:47 Общество Игорь Процков

Первым делом самолеты. Минобороны хочет перенести музей авиации в парк «Патриот»

Первым делом самолеты. Минобороны хочет перенести музей авиации в парк «Патриот»

h-mat-img

В середине октября в СМИ появилась информация о планах Минобороны перенести Центральный музей ВВС России из подмосковного Монино в парк «Патриот». Сотрудники музея, волонтеры и авиаконструкторы выступили против переноса, поскольку уникальные исторические экспонаты могут его не пережить.

Инфо24 выяснял подробности возможного переезда.

Главный авиационный музей России

В 1956 году на базе расформированной авиационной дивизии в подмосковном Монино решили создать музей авиации. Помещения дивизии переоборудовали в выставочные залы и постепенно стали наполнять различными экспонатами. Музею передавали как экспериментальные, так и эксплуатируемые образцы самолетов и вертолетов. Новые экспонаты было легко доставлять из-за расположенной в поселке взлетно-посадочной полосы Военно-воздушной академии имени Гагарина (закрыта в 2011 году).

Музей стал крупнейшим в России и обладает одной из самых больших коллекций самолетов в мире. Из почти 200 экспонатов музея более 70 являются сертифицированными памятниками науки и техники. К примеру, в музее представлены Ла-7 легендарного Ивана Кожедуба, единственный сохранившийся экземпляр стратегического бомбардировщика М-50 и первый российский пассажирский самолет «Илья Муромец».

Экспозицию в Монино ежегодно посещают до 200 тысяч человек, в том числе десятки иностранных делегаций.

https://www.youtube.com/watch?v=6e3mYRXKlmc

Привлечь «значительный зрительский интерес»

В 2016 году в СМИ впервые появилась информация о планах Минобороны перевезти в парк "Патриот" в подмосковной Кубинке экспонаты музея Военно-воздушных сил. Сотрудники музея получили письменное распоряжение подготовить технику к переезду до 1 июля 2016 года. Также главнокомандующий ВКС Виктор Бондарев поручил специалистам разработать технологии «макетной сборки и доведения до экспонатного вида». Однако после того, как  члены комитета Госдумы по обороне выступили против, от инициативы решили отказаться.

Факт

Парк «Патриот» начали строить в 2014 году, он открылся в 2015-м и был окончательно достроен еще через два года. Минобороны задумывало его как «крупнейшее место отдыха в Подмосковье», где можно демонстрировать новейшую военную технику, проводить международные конференции и выставки. Министр обороны Сергей Шойгу также заявлял о намерении перенести в «Патриот» «все музеи министерства обороны и вооруженных сил за исключением Центрального военно-морского музея».

Спустя два года в Минобороны решили вновь вернуться к идее переезда. В октябре 2018 года в открытых источниках появилась подписанная министром Шойгу «дорожная карта обустройства и развития Центрального музея Военно-воздушных сил РФ».

Согласно документу, ведомство «прорабатывает предложения о передислокации авиационной техники» из музея ВВС в Монино. В качестве места новой дислокации указан парк «Патриот» в Кубинке.

(function() {

VK.Widgets.Post("vk_post_-84638032_13265", -84638032, 13265, 'As2DvUUFnfj9IhgeP0ZQkw3PImOI');

}());

До конца 2018 года Минобороны планирует закончить экспертизу самолетов и вертолетов в монинском музее и решить вопрос с их страхованием, а землю музея отдать в муниципальную собственность. В течение 2019 года ведомство планирует юридически перенести музей ВВС в «Патриот», а до апреля 2020 года — перевезти все экспонаты. Открытие экспозиции в «Патриоте», согласно дорожной карте, запланировано на второй квартал 2020 года.

Также ведомство направило в музей Военно-воздушных сил специальную комиссию, которая приступила к оценке состояния авиационной техники.

Источник “Ъ”, близкий к Минобороны, сообщил, что ведомство высоко оценивает свои «PR-возможности» и уверено, что в парке «Патриот» возможно будет привлечь к экспонатам из Монино «значительный зрительский интерес».

Реакция

Музей в Монино и «Патриот» находятся в противоположных концах Московской области. Прямое расстояние между ними — примерно 100 км, однако большая часть из них проходит по территории столицы. Если везти экспонаты в объезд, то маршрут серьезно увеличится. Однако главная проблема состоит в том, что большинство экспонатов невозможно перевезти, не повредив, говорят сотрудники музея.

«Например, самолет Ту-144 делится только на несколько частей: можно отстыковать небольшие фрагменты крыльев, можно снять киль и носовой обтекатель. Все остальное — неделимая часть, фюзеляж длиной около 60 метров и центропланы. Нет таких дорог и транспортных средств, которые смогут эту технику перевезти», — заявил волонтер Владислав Щуровский.

По его мнению, в результате переезда большая часть экспонатов может утратить историческую ценность.

«Можно, конечно, болгаркой разрезать самолеты на куски и так перевезти. Потом засунуть стальной швеллер, насадить на него эти куски, приклепать, покрасить — и вроде нормально. Если для шоу в парке выставлять. Но с точки зрения музейного дела это уже не экспонат, а муляж», — сказал Щуровский.

К слову, многие экспонаты музея под открытым небом находятся в хорошем состоянии благодаря группе волонтеров, которая начала складываться вокруг музея еще в 2005 году. Группа энтузиастов регулярно приезжает в Монино и за свой счет проводит поддержку экспозиции. Отчеты о проделанной работе регулярно публикуются в группе во «ВКонтакте», которая насчитывает несколько тысяч человек.

«Волонтеры приезжают из разных городов и занимаются буквально всем подряд — от чистки ангаров и площадок до реставрации самолетов. Это и покраска, и шитье чехлов для сидений, шторок для иллюминаторов — вплоть до замены оборудования и доведения элементов самолетов до рабочего состояния», — заявил военнослужащий в запасе, инженер и волонтер Олег Гаврюшенко.

Против инициативы Минобороны выступили и в администрации Монино.

«Нам бы очень хотелось, чтобы музей остался на нашей территории. Это визитная карточка нашего авиационного края», — заявил глава городского поселения Монино Михаил Зубков.

По его словам, город даже готов взять на себя расходы на содержание музея.

Директор музея ВВС Александр Гончаров заявил, что основная правовая коллизия заключается в том, что территория музея и его экспонаты находятся на балансе разных ведомств. Так, вся авиатехника принадлежит Музейному фонду России и поэтому находится в введении министерства культуры.

Летом 2018 года музей в Монино получил целых три экспертных заключения от ведущих конструкторских бюро России — завода имени Мясищева, ОКБ Сухого и авиационного комплекса имени Ильюшина. Эксперты сошлись во мнении, что транспортировка экспонатов приведет к уничтожению уникальных самолетов и вертолетов музея.

«Большинство самолетов сконструированы таким образом, что их невозможно разобрать и собрать в прежнем виде. Для закрепления деталей часто используются заклепки», — заявил Инфо24 местный житель, волонтер музея Константин Монахов.

По его словам, перенос экспонатов приведет к потере этих самолетов. Скорее всего, их опустошат и оставят стоять на новом месте без внутренностей, добавил волонтер.





МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ