Шьющие одежду известных брендов вьетнамские швеи заявили о массовых изнасилованиях

Общественные организации Fair Fair Foundation и Care International провели опрос сотрудниц вьетнамских фабрик по производству одежды обуви. Они выяснили, что 43% из них подвергались домогательствам или насилию за последний год.

По словам одной из исследователей доктора Джейн Пиллингер, формы насилия по отношению к работницам бывают разные: от избиения и угроз досрочного расторжения контракта до сексуальных домогательств и изнасилований. Причем вокруг этой ситуации "существует культура замалчивания".

Опросы показали, что 87,7% работниц в прошлом году неоднократно выслушивали словесные оскорбления и сальные шуточки, а 28,9% получали в свой адрес непристойные жесты и оскорбительные электронные письма.

34,3% столкнулись с физическими домогательствами (поцелуи и прикосновения). И почти половина (49,5%) подвергались насилию по пути на работу.

«Цифры, вероятно, даже выше: мы знаем по опыту, что некоторые женщины не отвечают на вопросы интервью. Возможно, потому что они боятся, что об их ответах каким-то образом узнают их работодатели или мужья», - подчеркнула Пиллингер.

Чаще всего с насилием сталкиваются женщины моложе 25 лет. В 2 раза чаще, отмечают исследователи, насилию подвергаются девушки, которые проработали на фабрике меньше года.

Также исследователи отмечают, что у женщин, шьющих одежду для всемирно известных брендов часто очень низкая зарплата и длительный рабочий день. При этом им добавляют неоплачиваемые сверхурочные. Так работницы рассказали, что в "горячий сезон" к их 12-13 часовым рабочим сменам добавляют сверхурочно до 90 часов в месяц. При этом отказаться от дополнительных часов работы они не могут, боясь увольнения.

В этом исследователи винят бренды одежды, которые ставят нереалистичные производственные цели.

«Насилие и домогательства влияют на производительность, конкурентоспособность и репутацию компании, а также на здоровье и благополучие женщин [работниц фабрик]. Большинство брендов одежды не осознают, что они так сильно влияют на условия труда на фабрике», - отметила руководитель вьетнамского отделения некоммерческой организации Fair Wear Foundation Аннабель Мёрс.

Названия фабрик, где проводились исследования, держатся в секрете. Однако авторы опроса отметили, что на них производится одежда и обувь известных американских и европейских брендов.

Исследователи заметили взаимосвязь между объемом работ, которые необходимо выполнить фабрике в сжатые сроки и частотой применения насилия. Так работницы рассказали, что руководители, часто бьют их палкой по рукам, подгоняя.

«Понятно, что движущей силой для из этих актов насилия и домогательств стала индустрия [одежды] в целом. Она носит сезонный характер, поэтому вместо постоянного потока заказов это постоянные всплески, которые приводят к сверхурочной работе и давлению», - сказал Марк Хелд из ассоциации брендов одежды European Outdoor Group.

Представитель немецкой компании Deuter, производящей спортивную одежду и аксессуары, Марко Хайен рассказал, что они внесли изменения в свои контракты с вьетнамскими фабриками еще в 2015 году. По его словам, компания пошла на этот шаг, узнав о статистике применения насилия.

«Мы знаем, что чрезмерное количество сверхурочных является фактором, который может увеличить число сексуальных домогательств или словесных оскорблений в отношении работающих на производстве женщин. Работникам, которые выслушивают словесные оскорбления, требуется почти час в день дополнительно для достижения своих ежедневных целей, что также снижает производительность. Поэтому, чтобы снизить триггер производственного стресса, мы изменили стратегию», - рассказал Хейн.

Теперь, по его словам, компания равномерно распределяет заказы на производство в течение года.

  • В швейной промышленности Вьетнама занято около 2 млн человек. Более 80% из них - женщины.
  • Сейчас правительство Вьетнама ведет переговоры с ЕС о ратификации конвенции Международной организации труда, запрещающей насилие и домогательства на рабочем месте. Также страна готовится принять новое трудовое законодательство.
  • Общественные организации запустили в социальных сетях флешмобы под хэштегами #MeToo и #ngungimlang. Под ними женщинам предлагается публиковать истории о сексуальных домогательствах по отношению к ним.
Сейчас читают